• Тел.: 8 (351) 263-67-62, 263-46-31, 727-76-66
  • Е-mail: minobr@gov74.ru
Главная »  Воспитание, дополнительное образование и социализация обучающихся »  Подростки в сети: методика обнаружения потенциальных угроз

ДЕСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК УГРОЗА

В настоящее время одной из ключевых современных информационных угроз для общества в сфере медиабезопасности становится вовлечение детей и подростков в деструктивные Интернет-сообщества, а также популяризация молодежных движений, идеализирующих как суицидальные идеи, так и «культуру насилия» (школьный шутинг, кибербуллинг и др.).

Необходимость своевременного выявления вовлеченности учащихся в данные сообщества, осуществление комплексной работы с ними (включающей, в том числе и элементы ресоциализации) позволит предугадать и не допустить потенциальные угрозы как по отношению как к самому подростку (реализации суицидальных идей), так и к обществу в целом (акций школьного шутинга, буллинга и др.).

КАК РАСПОЗНАТЬ УГРОЗУ

Специалисты «Киберлаборатории по вопросам медиабезопасности» разработали краткий перечень вербальных и визуальных характеристик аккаунтов, вовлеченных в деятельности деструктивных Интернет –сообществ в целях своевременного выявления подростков, находящихся в «группе риска».

Важно обратить внимание на:

1. Количество аккаунтов у подростка. Зачастую подростки, находящиеся в «группе риска» имеют от двух до пяти аккаунтов – многие не под своими настоящими именами.

2. Адрес аккаунта. Отметим, что адрес аккаунта можно трансформировать в зависимости от собственного мироощущения (то есть поменять цифровое значение на вербальные символы). Зачастую подростки, находящиеся в «группе риска» используют такие наименования в названии своего аккаунта как «смерть», «ангел одиночества/зла/смерти/горя», имена персонажей суицидальных игр, лидеров агрессивных движений и др.

3. Имя аккаунта. Как и в случае с адресом аккаунта вместо реальных данных, подростки используют имена лидеров различные молодежных субкультур и движений, специфическую символику (Тян, Рейх, Лис, Харисс, Клиболд, Суицид, Нож и др., также возможно использование японских иероглифов или арабской вязи).

4. Аватар. В случае с аватаром потенциальную опасность представляют: фотоизображение подростка с сигной (альбомным листком с именем); использование депрессивной стилистики; изображение анимэ-персонажей; изображение подростка, стоящего на высоте (крыша, край пропасти); фотографии людей с оружием; размещение изображений лидеров различных молодежных субкультур и движений (Филипп Лиса, Эрика Харисса и др.).

       

5. География. Зачастую подростки, находящиеся в «группе риска» не заполняют данную графу либо указывают Японию (популярнее - Токио), Германию, Канаду.

6. Группы, в которых состоит подросток. Подросток состоит в группах, пропагандирующих суицидальный или насильственный контент (депрессивные статусы, суицидальные игры, культ оружия, призывы к насилию в школе). Группы могут быть закрыты для просмотра с постороннего аккаунта. Пример групп: «умр», «МЕРТВЫЕ»,«Киты умирают в лужах бензина», «накрыло», «тише всем», «6996» и др.

7. Хештеги. Подросток использует хештеги к своим одиночным статусам, содержащие элементы кода или шифрования (#разбуди, #F9, #сованикогданеспит, #6996 и др.).

8. Сообщества в подписках. Подросток подписан на сообщества, пропагандирующие суицидальный или насильственный контент (депрессивные статусы, суицидальные игры, культ оружия, призывы к насилию в школе), например, «Тлей», «сосинож», «просто так», «Депрессия», «мама, я чмо» и др.

9. Время нахождения в социальной сети. Аккаунт подростка активный (особенно в ночное время).

10. Контент, размещенный на самой странице. Страница полностью очищена; размещен контент депрессивного (проблемы отсутствия понимания, любви, селфхарм (порезы на венах) и др.) или агрессивного характера (оружие, призывы к агрессии, видео терактов, казней и др.)

        

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОДРОСТКА

Несомненно, важно обращать внимание и на трансформацию поведения подростка в реальной жизни:

Стал ли ребенок более скрытным?

Подвергается ли он травли со стороны одноклассников?

Есть ли на его теле физические порезы (руки, бедра)?

Стал ли подросток носить одежду, скрывающую места с потенциальными порезами?

Есть ли на его теле символические рисунки (потенциальные тату-изображения) в виде кита, виселицы, хештегов, цифровых символов (666, 9669 и др.)?

Выражает ли он в своих суждениях мысль о том, что ему надоело жить, он хочет умереть, ему никто не нужен?

Говорит ли он о ненависти к своим преподавателям и одноклассникам?

Солидаризуется ли он (пусть и в шуточной форме) с активистами насильственных акций (шутинга) в образовательных учреждениях?

ТЕРМИНОЛОГИЯ КИБЕР-УГРОЗ

Буллинг — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части.

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных Интернет-сервисов.

Колумбайнеры — молодежная субкультура, романтизирующая массовое убийство в американской школе «Колумбайн» (когда школьники устроили массовую стрельбу).

Селфхарм — ряды параллельных царапин на руках, следы от сигаретных ожогов на запястьях, строй белых шрамов на бёдрах и многие другие отметки на теле — следы самоповреждений.

Сигна — сленговый термин, обозначающий фотографию человека вместе с именем или ником почитаемой им знаменитости, а также любой другой надписи, которая написана прямо на его теле, или на бумаге, также сигной является любой атрибут, относящийся к человеку, для которого сделана сигна. 

Суицидальные игры — виртуальные челленджи, пропагандирующие идеи суицидального поведения (пример: Синий Кит, Тихий Дом, Красная сова и др.)

Троллинг  — форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.

Фейк — в широком смысл слова — подделка. В сети Интернет к «фейкам» относят: 1) Фотографии, подделанные в фотошопе, а иногда и видеоролики, смонтированные в видеоредакторе, либо снятые совсем в другое время и в другом месте. 2) Фальшивые новости, которые не все способны отличить от правды (то, что раньше называлось «газетными утками», а сегодня иногда именуется «вбросами»). 3) Страницы в социальных сетях, созданные от имени других людей. 

Школьный шутинг — массовое вооруженное нападение в образовательных учреждениях (ярким примером являются события в школе Колумбайна).

Скачать статью, можно пройдя по ссылке.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 30 марта, 2018 [09:10]
Дата изменения: 30 марта, 2018 [09:15]