Доклад «Научно-методическое сопровождение областной образовательной системы общего и дополнительного образования»
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!
Вынесенный на обсуждение вопрос «Научно-методическое сопровождение областной образовательной системы общего и дополнительного образования» является актуальным для развития системы образования Челябинской области, содержательно представлен приложениями к Справке.
Слайд 2. В приложении к докладу вы можете детально познакомиться со
справочными материалами, иллюстрирующими содержание выступления:
- Информация об оценке профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров системы образования Челябинской области в 2023 году.
- Информация о результатах формирования по итогам оценки профессиональных компетенций индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) педагогов и управленческих кадров системы образования Челябинской области в модуле «Организация ДПО» ГИС «Образование в Челябинской области» в 2023 году.
- Информация о повышении квалификации и научно-методическом сопровождении педагогов по приоритетным направлениям единого содержания образования за 2021-2023 гг. (региональный и федеральный уровни, ФГОС и ФОП, ФГ).
- Информация о научно-методическом сопровождении педагогических работников и управленческих кадров по направлениям цифровой зрелости образования.
- Информация по результатам оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области.
Вопрос предлагается рассмотреть в логике двух задач:
- Рассмотреть новый этап развития единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС НМС) как основу развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (РС НМС) в 2022 – 2024 гг.
- Представить единую функциональную модель региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (РС НМС) в условиях задач развития Единой федеральной системы научно-методического сопровождения (ЕФС НМС) и реализации государственной политики в сфере образования (миссия ИРО «От качества профессиональной деятельности педагога и руководителя образовательной организации к качеству образовательных результатов обучающихся»).
Слайд 3. Коллеги! Новый этап развития единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС НМС) мы рассматриваем как основу развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (РС НМС) в 2022 – 2024 гг. по нескольким основаниям.
Во-первых, Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (в новой редакции) утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от «16» декабря 2020 г. № P-174 (в редакции распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022г., № Р-303) и определяет два этапа создания ЕФС НМС: 2020-2021 гг. – этап создания ЕФС НМС и РС НМС 2022 – 2024 гг. – этап развития.
В рамках первого этапа (2020-2021 гг.) в Челябинской области были решены комплексные задачи:
- задача создания региональной инфраструктуры научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: сформирована и действует сеть новых сущностей:
- два центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО (средства федерального бюджета), на базе ГБУ ДПО РЦОКИО/ЧИРО (средства областного бюджета);
областной Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов» (средства федерального и областного бюджетов);
- проведена реорганизация ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» в ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования» (нормативное закрепление новых функций в рамках ЕФС НМС);
- создан и функционирует Координационный совет по оценке качества образования при Министерстве образования и науки Челябинской области;
- актуализированы полномочия действующих органов государственно-общественного управления – Коллегии, Общественного совета Министерства образования и науки Челябинской области, областных Учебно-методических объединений по общему и профессиональному образованию;
- Слайд 4. задача актуализации содержания, форм и методов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
- осуществляется на плановой основе формальное повышение квалификации работников системы образования по приоритетным программам развития образования (ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО ЧИРО, ГБУ ДПО ЧИРПО);
- используется ресурс федеральных организаций ДПО для обучения целевых групп (Академия Минпросвещения России, ФИОКО, ФЦТ);
- реализуется в рамках плана работы Министерства образования и науки Челябинской области и дорожных карт реализации региональных концепций и целевых проектов комплекс образовательных событий, обеспечивающих актуализацию и развитие профессиональных компетенций педагогов и руководителей по ключевым аспектам образовательной деятельности (ФГОС, функциональная грамотность, воспитание, информатизация и цифровизация, оценка качества образования и др.);
- развернута работа по внесению дополнительных профессиональных программ, реализуемых областными учреждениями в Федеральный реестр программ ДПО (ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО ЧИРО, ГБУ ДПО ЧИРПО);
- Слайд 5. задача развития кадрового потенциала системы дополнительного профессионального образования:
- актуализирована под задачи РС НМС деятельность профессиональных сообществ: образовательной агломерации, регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, тьюторов из числа практических работников системы образования;
- проводится работа по обновлению и сопровождению деятельности муниципальных методических служб (нередко, их возрождение в муниципальных образовательных системах);
- задача создания цифровых решений организации дополнительного профессионального образования:
- организация и реализация полного цикла дополнительного образования на основе модуля государственной информационной системы «Образование в Челябинской области» (оценка уровня профессиональных компетенций и определение профессиональных дефицитов педагогов и управленцев (областной Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов), формирование индивидуальных образовательных маршрутов по результатам оценки (ГБУ ДПО ЧИРО), реализация и контроль выполнения формальной и неформальной частей ИОМ (ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО ЧИРО, ГБУ ДПО ЧИРПО);
- создание и развитие региональных методических информационных ресурсов: «Домашний урок»/«Отличная школа74.ru», виртуальная информационно-методическая площадка (ВИМП), Ситуационный центр «Образование в Челябинской области (СИЦ);
- включение субъектов РС НМС в автоматизированную информационную систему ЕФС (единая образовательная платформа ДПО и федеральный реестр программ ДПО).
Слайд 6. Решение ключевых задач первого этапа – этапа создания РС НМС – осуществлялось на единой концептуальной основе – Концепции системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 0171753 от 29 июня 2021г.), а также совокупности региональных концепций, обеспечивающих развитие региональных механизмов управления качеством образования по 8 системам управления.
В итоге, предшествующий этап формирования РС НМС в контексте задач ЕФС (2020-2021 гг.) свидетельствует о создании в Челябинской образовательной системе комплекса условий, необходимых для адресного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии их профессионального мастерства.
Слайд 7. В рамках второго этапа – этапа развития ЕФС НМС (2022-2024 гг.) для достижения новой цели – повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в контексте достижения приоритетных задач в сфере образования – необходимо на уровне РС НМС адекватно и своевременно ответить на актуальные вызовы-цели в контексте развития ЕФС НМС:
- вызовы в области управления: недостаточная сформированность «гибких» механизмов эффективного управления PC HMC с учетом региональных условий;
отсутствие описанных вариативных процедур и инструментов оценки эффективности функционирования PC HMC в рамках ЕФС с учетом региональных условий;
недостаточная взаимосвязь процессов и результатов функционирования субъектов РС НМС различного уровня;
рассинхронизация отдельных критериев и индикаторов эффективности функционирования различных субъектов РС НМС;
отсутствие автоматизированной системы мониторинга региональной системы дополнительного профессионального образования;
- вызовы в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РС НМС:
несоответствие значительного количества программ ДПО, разрабатываемых на региональном уровне, сложившимся единым подходам к управлению качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;
недостаточный уровень информационной открытости процессов и результатов в системе дополнительного профессионального образования;
недостаточность информации о профессиональных – предметных, методических и иных – дефицитах педагогических и управленческих компетенций;
- вызовы в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РС НМС:
недостаточный уровень технологизации методической деятельности (в части типовых организационно-методических документов, дорожных карт, стандартов операциональных процедур);
недостаточность системы адресного сопровождения PC HMC, а также научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках освоения ими индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных компетенций;
несистемный характер сопровождения и поддержки педагогических работников и управленческих кадров до 35 лет в первые 3 года работы;
несистемный характер выявления, анализа и трансляции эффективных практик по ведущим аспектам методического сопровождения: наставнических практик (в том числе для педагогических работников до 35 лет в первые три года работы);
проектирования и сопровождения ИОМ на основе результатов диагностики профессиональных компетенций;
организации и проведения стажировок;
внедрения результатов прикладных исследований в педагогическую и управленческую практику;
организации сетевого взаимодействия и др.
Слайд 8. Для достижения поставленных целей в 2023 году проделана серьезная командная работа по обновлению и концептуализации функционирования Региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров системы образования Челябинской области – межинституциональная рабочая группа – Министерство образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО ЧИРО, ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО ЧИРПО, ОЦОПМКП, ЮУрГГПУ. Результаты такой работы – это принятые документы, которые, по сути, носят инновационный характер, поскольку основаны на интеграции всех научно-методических ресурсов областной системы образования:
- Положение о формировании, функционировании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.05.2023 г. № 01/1311);
- Положение о порядке формирования, сопровождения и мониторинга реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров системы образования Челябинской области в модуле «Организация дополнительного профессионального образования» государственной информационной системы «Образование в Челябинской области» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 09.02.2023 г. № 01/312);
- Положение о формировании и деятельности регионального методического актива в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.04.2023 г. № 02/1090);
- Концепция системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области (в новой редакции) и карты мониторинга системы (приказы Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2023 г. № 02/1488, от 19.06.2023 г. № 02/1504);
- Модель адресного вовлечения педагогических работников и управленческих кадров в систему непрерывного повышения профессионального мастерства в условиях развития региональной системы научно-методического сопровождения (интеграционный проект
«Педагог74.РФ»).
Слайд 9. Ведущий внешний фактор развития РС НМС – государственная образовательная политика, формулируемая Указами и поручениями Президента РФ, федеральными проектами в сфере образования, и она направлена на создание и обеспечение единого образовательного пространства страны и требует высокой концентрации и консолидации ресурсов областной системы научно-методического сопровождения.
В условиях внешних вызовов на федеральном уровне в контексте развития ЕФС НМС представлена Единая функциональная модель ИРО/ИПК как единый организационный механизм обеспечения реализации государственной политики в сфере образования на региональном уровне (Всероссийское совещание руководителей ОИВ субъектов РФ, 29 июня 2023 года, г. Грозный; Всероссийская конференция по оценке качества образования, 6-7 июля 2023 г., г. Москва, Всероссийское совещание руководителей ОИВ субъектов РФ, август 2023 года, г. Уфа).
Таким образом, задачи-вызовы развития ЕФС НМС и задачи обеспечения на региональном уровне проектов государственной политики в сфере образования в условиях появления Единой функциональной модели ИРО/ИПК делают крайне актуальным и необходимым следующие изменения в региональной системе научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров:
- сущностные – укрупнение региональных структур РС НМС через реорганизацию учреждений в контексте Единой функциональной модели ИРО/ИПК для эффективного управления реализацией проектов государственной политики в сфере образования;
- содержательные – активизация роли профессионального сообщества как субъекта РС НМС за счет расширения «горизонтального взаимодействия» (региональный методический актив, региональный кадровый резерв, образовательная агломерация, региональное экспертное сообщество).
Слайд 10. Вторая задача доклада – представление единой функциональной модели ИРО как ведущего субъекта РС НМС в условиях задач развития ЕФС НМС и реализации государственной политики в сфере образования. Сегодня миссия регионального Института развития образования определяется на федеральном уровне следующим образом: «От качества профессиональной деятельности педагога и руководителя образовательной организации – к качеству образовательных результатов обучающихся».
Реализация модели осуществляется по восьми ключевым направлениям деятельности ИРО:
- «Дополнительное профессиональное образование»: реализация федеральных и региональных дополнительных профессиональных программ (ДПП), включенных в Федеральный реестр ДПП;
- «Воспитание» – научно-методическое сопровождение классных руководителей, деятельности Российского движения детей и молодежи, проекта «Разговоры о важном» и др. проектов в сфере воспитания;
- «Цифровизация» – сопровождение федеральных государственных информационных систем, сервисов, обеспечивающих поддержку педагога и обучающихся (библиотека цифрового образовательного контента и иных цифровых сервисов);
- «Школа Минпросвещения России» – стратегическое развитие проекта и мониторинг его реализации в субъекте Российской Федерации;
- «Методическое сопровождение» – организация деятельности ЦНППМ (как структурного подразделения ИРО) и организационно-методическое сопровождение функционирования в субъекте Российской Федерации регионального методического актива и других профессиональных сообществ;
- «Профессиональное развитие» – организационное и научнометодическое сопровождение педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы, реализация системы наставничества, функционирования сети психолого-педагогических классов, проведения конкурсов профессионального мастерства, олимпиад и др.;
- «Наука» – проведение научных исследований и внедрение их результатов в педагогическую и управленческую практики;
- «Аттестация» – организационно-методическое сопровождение аттестации руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
Ключевыми условиями реализации каждого из направлений ИРО являются:
- сопровождение общесистемных мероприятий для педагогических
работников и обучающихся;
- мониторинг и анализ результатов оценочных процедур, агрегация
данных.
Реализация комплекса ключевых задач и ключевых условий функционирования единого регионального института развития образования как ведущего субъекта РС НМС являются основой развернутых сейчас реорганизационных процессов среди областных учреждений дополнительного профессионального образования.
Слайд 11. Таким образом, научно-методическое сопровождение областной образовательной системы общего и дополнительного образования обеспечивается региональной системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, которая с 2020 года развивается в контексте задач ЕФС НМС, а с 2023 года в условиях реализации государственной политики в сфере образования.
Скачать доклад .pdf, 145 Кб