Карта сайта

Итоги работы

Итоги работы Министерства образования и науки Челябинской области в 2022 году

Ключевая задача Министерства образования и науки Челябинской области — создание условий получения доступного и качественного образования для всех категорий граждан. На эти цели направлены мероприятия шести государственных целевых программ, региональных проектов (в рамках национальных проектов «Образование», «Демография», «Наука и университеты»): «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Содействие занятости», «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям».

Для создания современных условий в образовательных организациях, поддержания беспрецедентного темпа строительства новых зданий школ и детских садов, модернизации учебной и воспитательной среды задействованы серьезные организационные, финансовые, а также кадровые ресурсы.

В 2022 году построено 12 зданий для размещения дошкольных образовательных организаций на 2452 места.

Впервые в Челябинской области достигнута и в течение всего года обеспечивалась 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет за счет мер, принимаемых в рамках областной государственной программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области».

image-000.jpgРисунок 1 — Интерактивный пол в детском саду №77 мкр. «Привилегия», Сосновский муниципальный район

 

По поручению Губернатора в 2022 году в Челябинской области начата работа по комплектованию дошкольных образовательных организаций современным интерактивным оборудованием (Рисунок 1). За счет средств областного бюджета оснащены 25 детских садов, кроме того, при поддержке «Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив 2020» такое интерактивное оборудование передано в дар еще 62 детским садам.

В 2022 году введено 4235 новых мест в общеобразовательных организациях. Построено 6 новых школьных зданий. В современной истории Челябинской области такое количество школ в течение одного учебного года еще не открывалось (школы в Кунашаке (Рисунок 2) и Верхнеуральске — каждая на 500 мест, Миасс — на 640 мест; Пласт — на 495 мест; мкр. «Твоя Привилегия» Сосновского района — на 1100 мест; мкр. Тугайкуль Копейского городского округа — на 1000 мест).

image-001.jpgРисунок 2 — Открытие школы в селе Кунашак

 

Впервые начато строительство школ с использованием механизма государственно-частного партнерства. В 2022 году подписаны концессионные соглашения на строительство в 2023–2024 годах 4 школьных зданий (3 здания в Челябинске, 1 — в Магнитогорске).

Министерство образования Челябинской области продолжает работу над созданием равных возможностей для получения качественного образования. В 2022 году в регионе для детей с ограниченными возможностями здоровья открыты 119 мест в коррекционных группах и 960 мест в комбинированных группах. Обновлена материально-техническая база 3 школ для детей с ОВЗ.

Открыт ресурсный класс в Магнитогорске на базе школы №20. Суть проекта в том, что ребята с ментальными особенностями в развитии часть уроков посещают с обычными детьми. Для учащегося с ОВЗ это огромный толчок в развитии речевых способностей и коммуникативных навыков. А в обычных детях такое совместное обучение воспитывает толерантное отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках проекта «Успех каждого ребенка» созданы условия для занятий физической культурой и спортом, а также разными видами творчества (включая техническое) в сельских образовательных организациях: завершен ремонт и строительство 5 спортивных площадок и 1 спортивного зала, созданы новых 2229 мест дополнительного образования детей, открыт технопарк «Кванториум» в городе Златоуст. В 2022 году созданы центры цифрового образования «IT-куб» сразу в 4 городах области: Кыштым, Магнитогорск, Снежинск (Рисунок 3) и Челябинск. Охват дополнительными общеобразовательными программами в этих центрах в год создания — 800 человек, в последующие — 1600 человек. В итоге реализация всех этих мер позволила создать 3699 мест для организации дополнительного образования.

image-002.jpgРисунок 3 — Центр цифрового образования «IT-куб» в Снежинске

 

Продолжается создание современной и безопасной цифровой образовательной среды в рамках нацпроекта «Образование»: модернизация цифровой инфраструктуры, оснащение современным оборудованием, внедрение качественного верифицированного образовательного контента. В 2022 году 163 образовательные организации региона оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением.

Модернизируется учебно-производственная база техникумов и колледжей. В регионе функционирует 65 государственных и негосударственных организаций среднего профессионального образования, в которых обучается более 79 тысяч студентов. В 2022 году увеличилось количество мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по международным стандартам. К созданным в предыдущие три года 49 добавилось еще 12 мастерских, открытых на базе 6 организаций профессионального образования региона (Рисунок 4).

image-003.jpgРисунок 4 — мастерская по обслуживанию тяжелой техники в Челябинском государственном колледже «Рост»

 

В 2022 году в Челябинской области стартовало обучение в кластерах по проекту «Профессионалитет». 4 образовательно-производственных кластера по отраслям «Машиностроение», «Металлургия» и «Атомная промышленность» открыты в трех городах: в Челябинске, Магнитогорске и Озерске.

Южный Урал по количеству создаваемых образовательно-производственных центров обучения (кластеров) обошел другие субъекты РФ. В 2023 году в регионе уже будет действовать 8 образовательно-производственных центров. К действующим кластерам добавятся еще 4 по отраслям: «Машиностроение», «Металлургия», «Информационные технологии в строительстве» и «Электроника и информационные технологии».

Челябинская область вошла в топ-10 регионов по итогам национального чемпионата «Молодые профессионалы». В 2022 году наши ребята в очередной раз достойно представили регион в финале X национального чемпионата «Молодые профессионалы». Итогом выступления представителей Челябинской области стали 4 золотые, 9 серебряных, 6 бронзовых медалей и 20 медальонов за профессионализм, что позволило региональной сборной занять 10 позицию в рейтинге медального зачета. Победителями и призерами Чемпионата стали 59 обучающихся образовательных организаций и работников предприятий Челябинской области.

По поручению губернатора в области создан Колледж креативных индустрий. В 2022 году Южно-Уральский государственный колледж стал пилотной площадкой проекта «Подготовка кадров для креативных индустрий на основе моделей колледжа креативных индустрий». На средства областного бюджета в колледже оборудуются проектно-продюсерские центры, современные лаборатории: разработки компьютерных игр, медиа-дизайна, предпринимательства в креативных индустриях, цифрового производства. Это позволит студентам создавать проекты по различным творческим направлениям уже на этапе обучения. С сентября 2022 года в Южно-Уральском государственном колледже в программу введен ряд новых специальностей: Реклама, Анимация, Техника и искусство фотографии. По этим направлениям начали обучение 175 человек.

image-004.jpgРисунок 5 — Подписание концессионного соглашения о реализации в Челябинске проекта кампуса мирового уровня

 

В регионе создаются условия для развития науки и поддержки как уже состоявшихся, так и молодых ученых. В октябре состоялось подписание концессионного соглашения с ВТБ Инфраструктурный холдинг о реализации в Челябинске проекта кампуса мирового уровня (Рисунок 5). Подтверждено федеральное финансирование создания кампуса, начаты проектно-изыскательские работы (сбор исходных данных, комплексные инженерные изыскания, проектирование) по проекту.

Проведен Международный культурный научно-образовательный форум «Евразия-2022: социальное и гуманитарное пространство в эпоху цифровизации и глобализации» (Рисунок 6), направленный на создание в Челябинской области международной коммуникационной площадки для расширения многостороннего сотрудничества в области образования, науки, культуры и технологий, с целью развития единого социально-гуманитарного и цифрового пространства Евразии. В форуме приняли участие более 5 тысяч человек из числа представителей профессионального сообщества, включая приглашенных к участию в пленарных заседаниях тематических площадок российских и зарубежных ученых.

image-005.jpgРисунок 6 — открытие Международного культурного научно-образовательного форума «Евразия-2022: социальное и гуманитарное пространство в эпоху цифровизации и глобализации»

 

Впервые в Челябинской области с 27 июня по 1 июля 2022 года состоялась стратегическая сессия «Научно-технологическое развитие Челябинской области», с привлечением представителей Московской школы управления «Сколково», благодаря которой обеспечен синергетический эффект в усилении конкурентных преимуществ региона, продуктивности совместной работы ученых, технологических партнеров и качественном повышении эффективности управления научно-технологическим развитием Челябинской области. Всего в сессии приняли участие около 100 чел.

В соответствии с поручением Губернатора Челябинской области А.Л. Текслера в 2022 году подготовлена и утверждена нормативная база по увеличению размера выплаты молодым ученым на приобретение жилого помещения в Челябинской области. В 2023 году выплата составит 1,5 млн рублей (в 2022 году — 1 млн рублей).

В регионе многое сделано для возможности реализации в педагогической профессии, для раскрытия педагогического потенциала, привлечения молодежи к учительству. В Челябинске действуют два центра непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования, а также Центр оценки квалификации, который проводит независимую оценку квалификации педагогов, а затем помогает выстроить индивидуальный образовательный маршрут, чтобы восполнить профессиональные дефициты, которые они испытывают.

Педагоги Челябинской области ежегодно становятся победителями Всероссийских конкурсов профессионального мастерства. 2022 год не стал исключением.

image-006.jpgРисунок 7 — Вероника Мушкарина, призер Всероссийского конкурса «Учитель года-2022»

 

Мушкарина Вероника (Рисунок 7), учитель английского языка Академического лицея №95 (г. Челябинск), стала призером Всероссийского конкурса «Учитель года-2022» (вошла в пятерку финалистов, завоевав малого пеликана). В профессии она уже девять лет. Педагог свободно владеет английским языком, играет на гитаре и виолончели, а также занималась бальными танцами, фитнесом, сайклингом и верховой ездой.

Абдулин Артур, преподаватель по специальности «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум», стал призером Всероссийского конкурса «Мастер года». В свободное время он занимается сборкой компьютеров и моддингом.

Передбогова Дарья, педагог-организатор Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской города Челябинска, стала победителем Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Воспитать человека» в номинации «Воспитание с помощью медиапространства».

image-007.jpgРисунок 8 — Съезд советников по воспитанию в образовательном Центре №5 г. Челябинска

 

В 2022–2023 учебном году продолжают работу профильные психолого-педагогические классы. В регионе действуют уже 116 таких классов в 72 школах области. Профильные классы созданы для непрерывной специализированной подготовки выпускников, ориентированной на продолжение образования в колледжах и вузах педагогического профиля.

По федеральной программе «Земский учитель» в сельских школах Челябинской области трудоустроены 43 учителя.

В 2022 году в Челябинской области была продолжена реализация пилотного проекта «Патриотическое воспитание граждан». В 440 школах области работают советники (Рисунок 8) по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями 2021-2022 учебном году), плюс еще в 137 школах введены ставки советников и организована их работа (в 2022- 2023 учебном году). Также по инициативе Губернатора такие ставки советников введены в системе среднего профессионального образования (СПО). Советники появились во всех государственных колледжах, включая филиалы. Всего трудоустроены 95 человек.

В регионе работает Региональный центр патриотического воспитания детей и молодежи «Авангард». В 2022 году 1010 школьников приняли участие в учебных сборах совместно с 90-й гвардейской танковой Витебско-Новгородской дважды Краснознаменной дивизией (Рисунок 9).

image-008.jpgРисунок 9 — Учебные сборы юношей 10-х классов на базе 90-ой гвардейской танковой Витебско-Новгородской дважды Краснознамённой дивизии

 

Большое внимание уделяется развитию способностей и талантов у детей и молодежи, приобщению к духовным и нравственным ценностям, вовлечению в волонтерскую деятельность, вопросам профориентации и олимпиадному движению.

Школьники и студенты Челябинской области проявляют высокую активность и занимают лидирующие места в рейтинге регионов, а также во Всероссийских конкурсах и олимпиадах. Традиционно наши ребята становятся победителями на международных первенствах. Клищ Данил, будучи выпускником «Физико-математического лицея №31 г. Челябинска», завоевал золотую медаль на  Международной олимпиаде по информатике Romanian Master of Informatics. Это уже не первая его медаль в составе сборной России. Иванчиков Борис (Рисунок 10), также выпускник МБОУ «Физико-математический лицей №31 г. Челябинска», в 2022 году на Международной олимпиаде по экономике в Китае не только получил золотую медаль, но и показал лучший результат в индивидуальном зачете, войдя в пятерку лучших экономистов мира.

image-009.jpgРисунок 10 — Борис Иванчиков, победитель V Международной олимпиады по экономике (International Economics Olympiad, IEO), показавший лучший результат в индивидуальном зачете

 

Система образования Челябинской области состоит из многих составляющих, объединенных единой миссией и находящихся во взаимодействии. При очень упрощенном взгляде на образование его можно определить как комплекс организаций дошкольного, начального, основного, среднего общего, профессионального (среднего и высшего) образования, а также учебных центров и научных организаций. Объединяя в себе все эти уровни и обеспечивая их деятельность, система образования Челябинской области выполняет одну из главных задач государства — развивает личность в рамках приоритетов и ценностей, которые отражают интересы страны.

 

Итоги работы системы образования в 2021 году

Распечатать
Поделиться
Прямая ссылка на страницу
https://minobr74.ru/info/open/results

Cсылки