Слайд 1
Управленческие аспекты введения обновленных ФГОС
Слайд 2
20 февраля состоялось Всероссийское совещание с руководителями общеобразовательных организаций, на котором Министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов обратил наше внимание на те изменения в системе образования, которые являются основополагающими в ближайшей перспективе. Они не являются отрывочными, затрагивающими определенные стороны процесса или результата. Предлагаются серьезные системные перемены, которые направлены на совершенствование государственной политики в сфере общего образования и касаются создания единого образовательного пространства. Уже с этого учебного года мы перешли на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования, а с 1 сентября этого года вступят в действия изменения, внесенные в ФГОС среднего общего образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
ФГОС — это нормативно-правовой документ, база для других документов!
Слайд 3
Разработаны и утверждены единые федеральные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, которые являются учебно-методическими документами, определяющими единые для РФ базовые объем и содержание образования определенного уровня, планируемые результаты освоения образовательных программ.
Переход на обновленные ФГОС и использование федеральных образовательных программ (ФОП) имеет единое содержательное обеспечение в том числе в виде разработанных рабочих программ по учебным предметам с 1 по 11 класс, рабочих программ по внеурочной деятельности, методических пособий.
В качестве инструментов используется единый конструктор рабочих программ и учебных планов, утвержден федеральный перечень учебников (приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 г. № 858).
Слайд 4
Новый перечень учебников минимизирует количество комплектов допущенных к использованию и отражающих особенности новых ФГОС, так на уровне НОО допускается использование 1 комплекта по 10 предметам, на уровне ООО — по 19 предметам, на уровне СОО — пока по 11. Пользуясь случаем, хочу напомнить, что сейчас идет работа по формированию заказа учебников и учебной литературы посредством информационной системы мониторинг состояния библиотек. В обязательном порядке необходимо обеспечить каждого обучающегося 1-х и 5-х классов комплектами учебников из приложения 1 к приказу 858. В июле 2022 года приказами Минпросвещения России № 568 и № 569 от 18 июля были внесены изменения в ФГОС начального общего образования и основного общего образования, которые закрепляют обязательную норму обеспечения каждого обучающегося не менее чем одним учебником и/или учебным пособием по каждому предмету.
Введенные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования, включают в себя новые требования к условиям реализации программ начального и основного общего образования: общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
Говоря о требованиях к условиям реализации программ необходимо отметить, что образовательные организации самостоятельно разрабатывают и вносят изменения в основные образовательные программы по уровням образования в соответствии с ФГОС и федеральными основными общеобразовательными программами опираясь и учитывая конкретные условия своих учреждений. При этом содержание и планируемые результаты должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных образовательных программ.
Слайд 5
Также следует обратить внимание на утвержденный на федеральном уровне перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804). На этот перечень необходимо обращать внимание при заказе нового оборудования.
В системе условий реализации основных образовательных программ следует указывать, что школа имеет достаточные условия, чтобы обеспечить проектную деятельность учеников, например:
Слайд 6
В данном контексте важно понимать значение таких центров как Точки роста и активно использовать их потенциал. В области создано и функционирует уже 44 таких центров. В этом году откроют свои двери ещё 6 центров. Организационно-методическую поддержку центров «Точка роста» Челябинской области осуществляет Центр непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников ЧИППКРО в рамках комплексного плана мероприятий.
Слайд 7
В данный момент Челябинским институтом развития образования осуществляется мониторинг качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях в Челябинской области. Целью мониторинга ФГОС ОО является получение информации о качестве условий реализации основных образовательных программ во всех общеобразовательных организациях Челябинской области и уровне оснащенности средствами обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения. В рамках данного мониторинга школы самостоятельно оценивают уровень оснащенности соответствующих учебных кабинетов, обязательным для них оборудованием, что необходимо для определения качества оснащенности образовательных организаций средствами обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения. К данной работе необходимо отнестись ответственно, так как нам важно получить объективные данные. Внешний контроль объективности данного мониторинга будет осуществляться через статистические отчеты по результатам мониторинга ФГОС ОО, которые будут загружены в информационную систему «Оценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации».
В целях обеспечения реализации программ в школах должны быть созданы все условия для достижения планируемых результатов освоения программ, в том числе учтены особенности организации учебно-воспитательного процесса посредством адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных групп. В том числе, разработан учебный план для каждой нозологической группы, проведена адаптация содержания учебного материала, корректировка предметных результатов освоения учебных программ, применение специальных технологий, методов, приемов на каждом уроке.
Ориентирами в этой работе должны стать школы участники реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обновления материально-технической базы.
Но главным, на мой взгляд, являются требования ФГОС к кадровым условиям реализации основных образовательных программ. Квалифицированные и подготовленные административные и педагогические работники играют ключевую роль в достижении планируемых результатов. И в условиях дефицита педагогов ФГОС позволяет нам привлекать к реализации программ ресурсы других организаций.
Слайд 8
Также, более активно необходимо использовать ресурсы программы «Земский учитель». Сейчас идет активная фаза подачи заявок кандидатами на вакантные должности. Таких вакансий у нас по области 77. Надо руководителям активизировать работу по поиску и привлечению кандидатов.
Таким образом, ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России. Они выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников. Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получит все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.