Второй год наша область активно участвует в реализации национальных проектов, главная цель которых — обеспечить поступательный рост благополучия граждан нашей страны. Все 53 региональных проекта Челябинской области направлены на достижение именно этой цели. Но наиболее чувствительными являются проекты, назовем их «социальные», которые входят в структуру национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Наука», «Культура» и «Цифровая экономика» как сквозной проект, позволяющий обеспечить получение услуг нашими гражданами максимально быстро, комфортно и качественно.
Указ Президента России от 21 июля 2020 года № 474 уточнил национальные цели развития Российской Федерации на период уже до 2030 года (Указ № 204 — до 2024 года). Все эти цели имеют безусловный ориентир — благополучие человека.
Сегодня мы проанализируем уже существующие и потенциальные эффекты региональных проектов в отрасли «Образование», за достижение которых отвечает Министерство образования и науки Челябинской области совместно с другими органами исполнительной власти и всей многочисленной сетью образовательных организаций (их более 3 тысяч).
Это 7 региональных проектов в структуре национального проекта «Образование» («Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Социальная активность»), приоритетный проект «Наука», «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» нацпроекта «Демография», «Кадры для цифровой экономики» и «Цифровая инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика РФ», «Безопасность дорожного движения в Челябинской области».
Пожалуй, ни у одной другой отрасли нет такого многообразия проектов (12) и соответственно задач. И это абсолютно оправданно. Без соответствующим образом обученных компетентных специалистов не может развиваться ни одна отрасль экономики, без знаний, умений, навыков — сам человек. Образование на протяжении всей жизни — социальное благо, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
В своем выступлении хочу обозначить результаты и эффекты реализации региональных проектов в отрасли «Образование» уже под призмой национальных целей развития страны до 2030 года.
Консолидированный бюджет отрасли «Образование» на реализацию мероприятий вышеперечисленных региональных проектов составляет — более 4,7 млрд. руб.
Мероприятия национальных проектов предусматривают изменение условий непосредственно в организациях, реализующих образовательные программы, развитие и обновление их инфраструктуры.
Не останавливаюсь на строительстве новых школ (3 открывается в этом году: на 1500 мест в Челябинске, на 1000 мест в Магнитогорске и начальная школа на 336 мест в Сосновском районе). Абсолютно очевидно, что новое здание, отвечающее всем требованиям и оснащенное современным учебным оборудованием — хороший мотив для качественной работы педагогов и интересной учебы школьников.
Но невозможно построить новые школы везде и сразу, поэтому не менее важно — обновить образовательную среду и учебное оборудование существующих школ, особенно в сельской местности, малых городах, в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Именно такие 2 школы (СОШ № 9 г. Верхний Уфалей, Школа-интернат в д. Березовка Аргаяшского МР) начинают этот учебный год с новым оборудованием предметной области «Технология», это позволит учитывать индивидуальные особенности здоровья детей в процессе обучения. До 2024 года таких «обновленных» школ будет 25 (всего в области «коррекционных» школ 50). Надеемся, что это мероприятие будет поддерживаться из федерального бюджета и в дальнейшем.
К началу учебного года откроются 32 центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в сельских школах и школах малых городов (Агаповский Аргаяшский, Ашинский, Брединский, Варненский, Карталинский, Каслинский, Катав-Ивановский, Кунашакский, Нагайбакский, Нязепетровский, Троицкий, Увельский, Чебаркульский муниципальные районы, Верхнеуфалейский, Копейский, Кыштымский, Магнитогорский, Южноуральский городские округа). В соответствии с дизайн-проектом отремонтированы кабинеты, приобретено современное оборудование для предметных областей «Технология», «Естествознание» и для обучения шахматам. Эти Центры будут использоваться в учебном процессе не только учеников данной школы, но и других школ муниципалитета.
Завершаются ремонтные работы и оборудование 4 спортивных залов и 5 плоскостных сооружений в сельских школах (Аргаяшский, Ашинский, Варненский, Верхнеуральский, Еткульский, Кизильский, Нагайбакский, Пластовский, Увельский муниципальные районы), приобретается спортивный инвентарь.
Уже в этом учебном году к существующим двум стационарным технопаркам «Кванториум» (Челябинск, Магнитогорск) добавляется мобильный — более 1000 школьников отдаленных территорий смогут в своей школе заниматься техническим творчеством на современном оборудовании по направлениям: виртуальная и дополненная реальность; промышленный дизайн; аэродизайн; робототехника; информационные технологии; хайтек. В перспективе двух лет — еще два мобильных «Кванториума», которые расширят географию возможностей.
В прошлом году в Миассе открылся и успешно работает центр цифрового образования детей «IT-куб», скоро такой центр откроется в Южноуральске. IT-куб — пример современного учреждения дополнительного образования в сфере цифровых технологий: дизайн помещений, уникальное оборудование, поддержка партнеров. Хотелось бы, чтобы бизнес-сообщество активнее откликалось на предложения системы образования по ее дальнейшему развитию и обновлению.
Кроме того, в этом же учебном году открываются новые оборудованные места (4 985 мест) для дополнительного образования детей в малых городах и на селе (Миасский городской округ, Увельский, Красноармейский, Ашинский, Каслинский, Пластовский муниципальные районы), а также в областных государственных учреждениях дополнительного образования, которые становятся по-настоящему Ресурсными центрами для всей системы дополнительного образования детей в регионе.
В этом календарном году в структуре дополнительного образования открыт и начал работать Региональный центр детско-юношеского туризма (успешно выступили команды Челябинской области в III Всероссийском слете юных туристов). В период ограничений в дистанционном режиме начала работать Экостанция, что было освещено и в федеральных СМИ. Ведется работа по открытию Центра военно-патриотического воспитания «Авангард».
В рамках государственной программы «Развитие образования» осуществляется ремонт школ, учреждений дополнительного образования, организаций отдыха и оздоровления, обновление парка школьных автобусов, ремонт и оборудование пищеблоков. Последнее мероприятие особенно важно. Алексей Леонидович говорил уже, что в новом учебном году все учащиеся начальных классов будут получать бесплатное горячее питание (181 342 человека).
Обновляется учебно-производственная база организаций профессионального образования. В прошлом году 35 мастерских, в этом году еще 10 (в двух организациях: «Аргаяшский аграрный техникум» и «Челябинский автотранспортный техникум») серьезно улучшили условия для обучения специалистов по актуальным для региона направлениям подготовки. Отрадно, что буквально на днях область выиграла гранты на создание в 2021 году еще 5 мастерских и центра инклюзивного профессионального образования.
Развивается государственный областной «Образовательный комплекс "Смена"» (нетиповое учреждение), на базе которого успешно функционирует Центр профориентации «Формула успеха». Одна из задач Центра — реализация проекта «Билет в будущее». В «Смене» открыт областной центр подготовки волонтеров, координационный центр движения «Молодые профессионалы» (Skills-Центр).
Особую роль в череде мероприятий нацпроектов занимает открытие регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на базе государственного учреждения «Челябинский областной многопрофильный лицей — интернат для одаренных детей». Попечительский совет Центра возглавил Алексей Леонидович Текслер. В настоящее время закуплено и идут поставки современного лабораторного оборудования, в том числе мобильного, чтобы его можно было использовать на различных образовательных площадках. Центр реализует образовательные программы по трем направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт». Задачи Центра полностью отвечают национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов».
Серьезные инфраструктурные, а как следствие, содержательные изменения связаны с развитием цифровой образовательной среды. Одна из 5 национальных целей — цифровая трансформация. И в достижении этой цели образование занимает особую роль. Это и обучение кадров, обладающих цифровыми компетенциями, для современной экономики, и подготовка подрастающего поколения к эффективной жизни в условиях цифрового общества, и создание с этой целью единого пространства, объединяющего все уровни образования, дающего возможность не прекращать непрерывный образовательный процесс ни при каких обстоятельствах. Механизмы решения этих задач определены — это модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций: а именно, доступ в интернет, улучшение его качества и скорости, обновление ИКТ-оборудования, внедрение цифровых сервисов, контента, платформенных решений для образовательной деятельности.
Несколько цифр. В этом году 101 организация (общеобразовательные и профессиональные образовательные организации), а за 3 года — 733 (из общего количества 866 организаций), получают по 2,2 млн. руб. каждая на оснащение средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием. В 219 школах в настоящее время ведется монтаж локальных вычислительных систем, систем контроля и управления доступом (которые обеспечивают и безопасность школ в том числе). 520 организаций за три года улучшат скорость и качество интернета. Область включилась в проект апробации модели Цифровой образовательной среды. Это даст нам возможность в опережающем режиме получить доступ к цифровому образовательному контенту, информационным системам, сервисам, ресурсам с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических требований.
Подытоживая, можно констатировать, что уже в этом году (и в последующие также) существенно обновляется инфраструктура в образовательных организациях, серьезно улучшаются условия организации образовательного процесса.
Задача системы образования — максимально интегрировать общее, профессиональное и дополнительное образование, взаимоиспользовать имеющиеся и новые ресурсы (материально-технические, кадровые), освоить потенциал цифровой среды, тем самым обеспечить качество образования на всех уровнях, создать благоприятные условия для развития индивидуальности и талантов детей и молодежи, предоставления возможности самоопределения и развития.
Обновляющаяся образовательная среда требует современного педагога. Региональным проектом «Учитель будущего» в этом году предусмотрено открытие областного Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, который поможет выявить проблемные профессиональные зоны и выстроить образовательную траекторию индивидуального развития педагога, а также Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (на базе «Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования»), который обеспечит педагогу его индивидуальную учебную программу.
На протяжении нескольких лет регион участвует в федеральном проекте преодоления образовательных дефицитов в школах с низкими результатами обучения или работающими в социально неблагополучных условиях. Эту работу надо продолжать. На это нацеливает и Министерство просвещения России, заявляя новый проект 500+.
У нас пока сохраняется проблема дефицита кадров, в основном на селе. Преодолению дефицита поможет реализация федерального проекта «Земский учитель». На текущий момент заключены соглашения с 50 учителями, которые поедут работать в небольшие школы не меньше, чем на 5 лет, и получат материальную поддержку в размере 1 млн. руб.
Другая возможность преодоления дефицита кадров — это «мобильный» педагог или «цифровой» педагог. Обновление инфраструктуры образовательных организаций как раз дает возможность использовать современное оборудование, например, «Точек роста» или мобильных Кванториумов, цифровых образовательных ресурсов. Было бы желание — возможностей много!
Особое место занимает отрасль «Образование» в реализации национального проекта «Демография», который в совокупности с региональным проектом «Поддержка семей, имеющих детей» решает задачи как инфраструктурных обновлений системы, так и возможности для молодых родителей активно заниматься профессиональной деятельностью, строить свою карьеру. Финансово емкое мероприятие (бюджет на 2020 г. — 2 186,16 млн. руб., из них ФБ — 1 022,64 млн. руб., ОБ — 1 163,52 млн. руб) — строительство новых детских садов в муниципалитетах, где сохраняется очередность (в силу объективных причин: активное жилищное строительство, миграция населения). На текущую дату актуальная очередь дошколят — 1315 человек. (В этом году появится 12 новых объектов, в следующем — еще 13). У нас есть соответствующие планы, мы будем продолжать создавать новые места в дошкольном секторе.
В этом году открыты 2 центра оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям, осуществляющим дошкольное образование своих детей в семейной форме («Областной центр диагностики и консультирования»; «Детский сад № 482 г. Челябинска»). Созданы блоги консультационных центров, организована работа по оказанию услуг, на текущий момент оказано 6 850 услуг, в том числе онлайн. В эту работу постепенно включаются и другие учреждения.
В рамках госпрограммы «Поддержка и развитие дошкольного образования» муниципалитеты ремонтируют здания детских садов, перепрофилируют освобождающиеся дошкольные группы под ясельные, создают места для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Новым мероприятием стало создание 60 дополнительных мест для детей в возрасте до 3-х лет в частных детских садах за счет субсидии из федерального бюджета. Эти места появятся до конца этого года. Хотелось бы, чтобы индивидуальные предприниматели, негосударственный сектор активнее включались в эту работу.
На достижение национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» работает и приоритетный проект «Наука». Он направлен на создание благоприятных условий для роста регионального научно-технологического развития по приоритетным направлениям развития науки и технологий, развитие научного потенциала и увеличение численности научных сотрудников.
Механизмом реализации проекта выступит государственная программа «Развитие науки в Челябинской области на 2021–2024 годы», которая в настоящее время проходит согласование в Правительстве региона.
Развивается межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».
В этом году откроется Представительство Уральского отделения Российской академии наук, с инициативой его создания выступил Губернатор Челябинской области Алексей Леонидович Текслер.
Все инфраструктурные и ресурсные изменения, о которых говорилось выше, обязательно повлияют на качество образования южноуральцев, на достижение поставленных целей. И самое главное — на повышение уровня жизни наших граждан и их благополучие.