Карта сайта

Кузнецов Александр Игоревич

Пленарное заседание «Актуальные направления развития региональной системы образования в условиях цифровой трансформации»

В прошлом году Южно-уральское педагогическое собрание было посвящено теме формирования единого образовательного пространства как условия успешного социально-экономического развития региона. Очевидно, что система образования — это мощнейший ресурс роста качества не только обучения и воспитания наших детей, но и качества жизни всех южноуральцев.

Образование — это экономическая отрасль, формирующая человеческий капитал, и основной инструмент, обеспечивающий социальную справедливость.

Наша солидарная ответственность за развитие этой сферы требует от нас анализировать возможности, прогнозировать изменения, предлагать пути решения для поступательного развития отрасли, которая напрямую влияет на улучшение качества жизни населения.

Изменения, которые происходят в системе образования, влияют на все сферы экономики и общественной жизни, а потому к любым новациям, экспериментам, преобразованиям надо относиться взвешенно, продуманно, системно и осторожно, чтобы не навредить обучающимся и предупредить  последствия, которые будут очевидны значительно позже.

За год произошел целый ряд изменений, которые имеют значение и для текущего состояния отрасли, и для ее развития.

  1. Внесены поправки в Конституцию Российской Федерации, следовательно, появятся новые законодательные нормы, а существующие будут приводиться в соответствие с принятыми.
  2. Были приняты 7 существенных поправок в Закон «Об образовании в Российской Федерации» (представлены на слайде). Они урегулировали, например, прием на обучение детей из одной семьи в одну школу или детский сад, распространили так называемые «сельские льготы» на руководителей образовательных организаций, определили необходимость согласования назначения руководителей органов местного самоуправления с отраслевым министерством.
  3. Соответствующие поправки мы вносили и в региональный Закон «Об образовании в Челябинской области»,  другие нормативно-правовые акты. Задача — выстроить вертикаль нормативных и локальных актов на всех уровнях управления.

Все перечисленные документы направлены на улучшение качества образования и качества жизни граждан. Так же как и национальные проекты.

2019 год можно назвать «пробой пера», мы отработали механизм реализации мероприятий нацпроектов, приняли участие в конкурсах на получение средств федерального бюджета. 2020 год стал годом активного развертывания национальных проектов. 

Мероприятия региональных проектов помогают обновить инфраструктуру системы, улучшить материально-технические условия.

Но здания требуют постоянного присмотра и ухода, инфраструктура — своевременного обновления. На эти цели был направлен ряд инициатив Губернатора Челябинской области, Законодательного собрания. Мы практически решили проблему «теплых» туалетов и «теплых» окон, ремонтируем детские сады, школы, учреждения дополнительного и профессионального образования, загородные лагеря, обновляем материально-техническую базу учреждений, строим новые объекты образования – и все это за пределами мероприятий нацпроектов, только на средства областного бюджета! А это 3342,3 млн. рублей только в этом году!

В процессе выполнения мероприятий, достижения показателей, закрепленных соглашениями, обновления материальной базы постепенно происходит смещение акцентов от решения задач организационно-технического характера к сущностным проблемам, от модернизации инфраструктуры к содержательному обновлению. (Потому и результат выполнения мероприятия нацпроекта называется «сущностью» - не просто объект, а объект, имеющий содержательное (сущностное) наполнение.)

Например, в «Кванториуме» реализуются программы общего образования. «Точки роста», оснащенные оборудованием для предметов естественнонаучного и технологического профиля, обновляют содержание гуманитарного образования. На базе современных мастерских в техникумах и колледжах проводятся первые профессиональные пробы для школьников. И главный акцент — на раннее выявление способностей и предоставление возможности для их проявления и развития.

Внеурочная деятельность, дополнительное образование, движение «Молодые профессионалы», научно-исследовательская и проектная деятельность предоставляют широкий спектр возможностей для саморазвития, самоопределения, социальной адаптации детей и молодежи, дают Билет в будущее!

А мы, руководители образования, порой не можем объяснить родителям, почему надо детей возить на обучение в школу, где есть оборудованные лаборатории и спортивный зал, столовая и нормальные санитарные условия, кружки и секции, возможность расширить свои образовательные горизонты и пообщаться со сверстниками и взрослыми.

Что надо родителям? Конечно, хорошо, когда тепло, чисто, новое оборудование, красивая среда, чтобы садик или школа рядом с домом. Но не только. Уже сформировался пул современных вдумчивых родителей, которые готовы пожертвовать территориальной доступностью ради качества образования, а значит ради будущего собственных детей. Они хотят дать детям шанс построить свою профессиональную и личную карьеру, предварительно попробовав свои силы в разных направлениях. А значит, расширяют возможности ребенка в его профессиональном самоопределении.

Наша задача — дать этот шанс, создать равные условия для дальнейшего самоопределения. Не случайно акцент государственной политики в сфере образования в текущий период делается на тех, кому эти условия пока не созданы в полной мере: на живущих и получающих основное образование в селах и малых городах, на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стоит добавить, в этом году Губернатор принял решение, и с начала учебного года уравнивается выплата родителям детей-инвалидов, обучающихся в форме семейного образования, независимо от года начала образовательного процесса.

Готовы ли мы к запросам граждан на качественное образование в современной образовательной среде? Ответ ведь не только в деньгах кроется.  А в том, чем занимаются в этой среде.

Индивидуальный образовательный маршрут должен быть у каждого человека. Сначала это возможность получить качественное дошкольное образование, а не просто пойти в детский сад под присмотр и уход. Потом  современная начальная школа рядом с домом,  разнообразие и возможность выбора учебных программ в основной школе за счет внеурочной деятельности, дополнительного образования, возможностей сетевого взаимодействия (школа-допобразование-СПО-вуз). И обязательно – профессиональное педагогическое сопровождение индивидуальных способностей и талантов детей и молодежи. И тогда выбор профессиональной образовательной организации (СПО, высшее) будет соответствовать способностям человека и перспективным в плане  трудоустройства и карьерных возможностей.

Потому и национальная цель — «Самореализация и развитие талантов» — в зоне ответственности отрасли «Образование».

Важнейшим событием этого года стала разработка, по решению руководства области, региональной госпрограммы «Наука», в рамках которой будет осуществляться создание и развитие Научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые промышленные технологии и материалы»; участие в конкурсах Российского фонда фундаментальных исследований; материальная поддержка научных исследований  и непосредственно молодых ученых, в том числе и улучшение их жилищных условий. Эта инициатива не осталась незамеченной. Уральское отделение Российской академии наук изменило свой Устав и пошло на беспрецедентный шаг: открытие своего представительства в нашем регионе! В сфере его интересов будет не только развитие науки на Южном Урале, но и поддержка всей проектно-исследовательской деятельности наших детей и молодежи, патронаж «школ РАН», регионального центра поддержки одаренных детей.

Отдельно хотел бы отметить открытие общеобразовательного отделения в структуре МГТУ им. Носова — это первое такое событие среди федеральных вузов на Южном Урале. Без сомнения (и это подтверждается решениями февральского 2020 года Госсовета при Президенте по вопросам образования, аналитикой вузов, в чьей структуре есть школы) такой шаг будет способствовать росту качества общеобразовательной подготовки школьников, улучшению профориентационной деятельности, закрепляемости наиболее успешных молодых людей в высших учебных заведениях и, в последующем, на предприятиях нашего региона.

Конечно, этот год особый. COVID бросил вызов всему миру.

Абсолютно новое явление — повсеместный массовый дистант в образовании на несколько месяцев, изменение подходов к итоговой аттестации на всех уровнях образования, что было особенно чувствительно для выпускников школ.

Хочется поблагодарить педагогов, управленцев, наших школьников, студентов, родителей, партнеров — держателей контента и цифровых ресурсов за стойкость, мобильность и терпение.

Уроки дистанта мы будем подробно анализировать на секционных мероприятиях.

Но главный вывод — система не обрушилась. Хотя в образовании всегда осторожно подходят к экспериментам и новшествам (слишком высока цена ошибок от непродуманных экспериментов). В данном случае в кратчайшие сроки (за неделю) мобилизовались все — и начали работать в режиме разобщенного общения. Были найдены интересные решения, привлекательные для всех участников образовательного процесса. В выигрыше оказались те коллективы, которые и ранее в реализации своей образовательной программы использовали технологии дистанционного и электронного обучения (примерно 25% от общего количества), разработанную нормативную базу, подготовленных к принятию таких технологий родителей.

В этот трудный для всех период, выявились отдельные коллективы, да и целые муниципальные системы, которые долгие годы жили по инерции, по шаблону. Удобно? Да! Вроде бы и результаты обученности неплохие показывали. Так зачем менять? Придет указание сверху — сделаем, не особо задумываясь, зачем это надо. Как результат — неготовность к изменениям, которые диктует развитие общества. Следствие — жалобы населения, которое не было подготовлено к решениям, поспешно, в силу обстоятельств, принимаемым руководством. А отсроченный эффект — некачественное образование и препятствие личностному росту обучающихся.

На протяжении всего периода ограничений мы вели мониторинг использования цифровых ресурсов. Хорошую устойчивость показала Государственная информационная система «Образование в Челябинской области», которая выступила основным организационным ресурсом в реализации образовательных программ. Суммарно за апрель-май зафиксировано 29,1 млн. визитов, 1,7 млн. уникальных пользователей (это половина всех жителей Челябинской области). Максимальное количество уникальных пользователей зафиксировано 22 апреля – 322506 в течение суток. В реализации образовательных программ школами использовались 25 различных образовательных платформ, самыми популярными из которых были «Российская электронная школа», «Учи.ру» «Якласс».

Для сопровождения образовательных программ  открылась методическая информационная площадка (более 200 ссылок, 40 тыс. пользователей – педагогов и руководителей), региональная информационная площадка «Домашний урок» для обучающихся и родителей, учебные занятия транслировались через кабельный канал Интерсвязи. Эти ресурсы функционируют и сейчас, и будут использоваться в новом учебном году.

Информационная политика, поступательно реализуемая в регионе в последние годы, дала свои положительные результаты в период пандемии. Продолжился без срывов учебный процесс и в школах, и в организациях профессионального образования, хорошо себя показал региональный ресурс ProColledge, в летний период начали работу онлайн-лагеря, организованные учреждениями дополнительного образования.

Наша область вошла в число 14 регионов, которые будут апробировать модель цифровой образовательной среды. Правда, эта новость вызвала взрыв социального негатива. Граждане восприняли это как переход к повсеместному дистанционному обучению на основе электронных ресурсов. Мы ведем разъяснительную работу с населением по этому поводу.

Уже нельзя отмахиваться от реальности: формирование цифровой образовательной среды — необходимость, вызванная временем. Современный процесс обучения — это сетевое пространство разнообразной деятельности обучающихся во взаимодействии с другими участниками образовательных отношений как очно (онлайн), так и в оффлайн-режиме. Это проявляется, например, в организации проектной деятельности: Кружковое движение, Большие вызовы, Большая перемена.

Образовательному пространству необходима цифровая среда, безопасная, гибкая и адаптивная под запросы и потребности каждого, насыщенная вариативным, избыточным контентом, как для основного, так и дополнительного образования.

Международные исследования качества образования PISA, PIRLS, TIMMSS тоже переходят на цифровые задания. Функциональную грамотность оценивают, например, по результатам решения задач в среде электронных приложений. Постепенно оценочные материалы приобретают электронный вид, начинаем обходиться без бумаги.

Цифровизация образования — это инструмент повышения эффективности деятельности, потому что в основе — формирование и анализ больших массивов данных. Владение цифровыми активами создает конкурентное преимущество в любой отрасли. Цифра сближает государство и граждан, мы уже не представляем себе жизнь без возможности получить госуслуги в электронном виде.

В цифровом пространстве нужен «другой» педагог.  Поэтому и в методической работе постепенно трансформируется система повышения квалификации, процесс обновления компетенций педагогических работников осуществляется на основе анализа профессиональных дефицитов и без отрыва от основной работы.

Необходимо менять и содержание базовой педагогической подготовки в колледжах и вузах, приближать его к реальной педагогической практике, тем более уже в этом учебном году успешные студенты выпускных курсов вузов смогут на законных основаниях заниматься педагогической деятельностью, что снизит кадровый дефицит.

Использование технологий дистанционного  и электронного обучения — еще один механизм компенсации кадрового дефицита в системе образования.

В ближайшем будущем предполагается изменение законодательства в области цифрового образования (разработка цифровых образовательных стандартов), в том числе в оценочных процедурах.

Но цифровой уклад образования формирует потребность в воспитательном наполнении. Поэтому появление так называемой «воспитательной» поправки в Законе «Об образовании» как никогда актуально. Надо системно задуматься над формированием воспитательных ценностей у «цифрового» гражданина, «сетевого» ребенка. Напомню, что создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности — один из целевых приоритетов государства.

У нас в регионе неплохие «воспитательные» традиции, мы занимаемся развитием волонтерства (добровольчества), наставничества, активно разрастается Российское движение школьников, молодежь участвует в различных социальных активностях, планируем развивать ресурсный центр патриотического воспитания «Авангард».

Формируем новый облик классного руководителя. Все учетные функции сейчас выполняют автоматизированные информационные системы, а роль классного руководителя — координация всех педагогических воздействий, содействие личностному росту и самоопределению каждого воспитанника, формирование ценностных ориентиров у «цифровых» детей.

Совсем пока не освоенное направление деятельности — воспитание в социальных сетях. У нас есть позитивный опыт Центра мониторинга социальных сетей, надо его активнее использовать. Постепенно акцент с прямых воспитательных воздействий перемещается на опосредованное влияние. Поэтому актуальной становится задача освоения новых технологий в организации воспитательной работы и с коллективом, и индивидуальной, и в создании благоприятной среды для общения людей разных возрастов, разных социальных групп.

Через 10 дней начнется новый учебный год.

Забота руководства региона — создание для обучающихся и их наставников безопасных, здоровьесберегающих условий. Буквально вчера завершилась приемка образовательных организаций к новому учебному году, мы подробно докладывали о результатах на областном совещании Губернатора с главами муниципальных образований. Конечно, основной акцент этого года — проведение необходимых противоэпидемических мероприятий. Часть из них была выполнена в процессе перехода детских садов из режима присмотра и ухода в штатный режим, в период подготовки к проведению ЕГЭ и открытию лагерей. Необходимый для начала учебного года минимум сделан. Мы проанализировали потребность в дополнительных средствах, в ближайшее время финансовая поддержка образовательным организациям будет оказана.

Подготовлены рекомендации по организации учебного процесса в первом полугодии 2020-2021 учебного года (с учетом санитарных требований, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача, и писем Министерства просвещения). Они опубликованы на нашем сайте в разделе «Готовимся_к_учебному_году», в том числе памятки для родителей и рекомендации по проведению Дня Знаний.

Но нельзя забывать и об остальных мерах безопасности, их выполнению будет способствовать межведомственное взаимодействие с ГУ МЧС, ГУ МВД, Росгвардией, Роспотребнадзором. В школах, колледжах и техникумах появились заместители директоров по безопасности, которые взяли на себя функцию координации этой непростой работы.

Вместе с тем, ряд организаций продолжают ремонтные работы, монтаж оборудования. Хотелось бы, чтобы руководители муниципалитетов и самих организаций очень четко выстроили работу по своевременному началу учебного процесса на этих объектах.

Уверен, что организованно подготовившись, мы так же организованно будем работать в новом учебном году. Нас в этом поддержат, как и всегда, руководители региона, коллеги из смежных ведомств, новый состав Законодательного собрания.

Осенью этого года состоится заседание Госсовета по вопросам общего образования, которое претерпевает сейчас серьезную трансформацию, связанную, прежде всего, с необходимостью обновления содержания,  структуры и среды образования. Наверняка, появятся новые инициативы.

Главный урок дистанта — работать по-старому уже нельзя.

Мы всем нашим образовательным сообществом справимся с новыми задачами, и нам помогут наши принципы - работа на опережение и продуманная стратегия!

Распечатать
Поделиться
Прямая ссылка на страницу
https://minobr74.ru/info/session/august/speech/578

Cсылки