Карта сайта

Конников Юрий Владимирович

Доклад

2020 год можно охарактеризовать как год вызовов, испытаний и ранее не существующих проблем.

На педагогическое сообщество Челябинской области легла идеологическая ответственность за поддержку стратегических конституционных инициатив Президента Российской Федерации за устойчивость социально-экономической сферы и адаптации системы образования к новым реалиям.

В этом многообразии сложностей, противоречий я хотел бы сегодня сконцентрироваться на точках внеплановой перестройки, связанных с COVID-19 и точках экстренного сдвига в этой работе.

Пять месяцев назад мы столкнулись с такими проблемами, как:

  • отсутствие личностных контактов и привычных форм взаимодействия;
  • страх  заболеть и   незнание, как снизить этот риск;
  • увеличение объема коммуникаций с родителями обучающихся с помощью мессенджеров и социальных сетей, при этом отсутствие четких рекомендаций, алгоритмов, порядков, регламентов действий по организации работы в период режима повышенной готовности.

Сегодня эти проблемы мы понимаем, видим их причины и готовы в определенной мере к их решению.

Затрачено много физических, эмоциональных сил, накопилась усталость. К сожалению, не удалось многим восстановиться и в отпуске в связи с его разрывом.

Значит надо сделать все возможное, чтобы у людей сохранить творческий позитивный настрой.

Что уже сделано и необходимо сделать для защиты  трудовых и социально-экономических  интересов работников

  1. В регионе сохранен объем финансирования заработной платы, все социальные гарантии, продолжается реализация национальных проектов, строительство образовательных организаций, проводятся косметические и капитальные ремонты. Мы рады, что при содействии Правительства Челябинской области Министерством просвещения России выделены средства на ремонт альма-матер о чем давно мечтали коллектив и выпускники.
  2. Созданы условия для проведения аттестации с использованием Интернета.
  3. Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации оперативно были разработаны актуальные разъяснения по таким вопросам, как  регулирование рабочего времени и времени отдыха, реализации трудовых и социальных льгот и гарантий, предоставления педагогическим работникам ежегодных и дополнительных отпусков, оплате труда, оформления трудовых отношений. 
  4. Направлено в регионы совместное письмо с предложениями о сохранении до конца 2020 г. условий оплаты труда педагогическим работникам, у которых сроки действия квалификационных категорий истекают в 2020 г. Активно работает «горячая линия» Профсоюза по актуальным вопросам функционирования отрасли, продолжается оказание консультативных и медиативных услуг членам Профсоюза.
  5. Многие обращения связаны с тем, что дистант увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку, продолжительность рабочего времени и отрицательно сказывается на здоровье. Есть санитарные правила, регламентирующие нормы занятий на компьютере для школьников, но таких норм нет для педагогов. Сегодня уже накоплена практика работы на дистанте  и нам необходимо провести не только комплексный анализ этого опыта, но и социально-психологические и физиологические исследования последствий работы в данном режиме. Это сложная задача. Но это сделать надо. Мы готовы к совместной работе. Переход на дистант надо тщательно готовить. Разработать более дифференцированные рекомендации для руководителей,  педагогов с точки зрения сфер управленческой и педагогической деятельности. Желательно учить не просто работать на «удаленке», а на основе лучших практик, эффективных методик. В этой работе необходимо обратить особое внимание на психологическую устойчивость педагогов. Сегодня мы видим снижение запаса прочности из-за необходимости действовать часто в ситуации неопределенности. У педагогов в новых условиях происходит осознание изменения своего предназначения. В связи с этим необходимо проведение специальных тренингов, курсов психологической поддержки. И наши институты повышения квалификации, региональный центр оценки качества, вузы уже имеют значительный опыт, наработки в этом направлении, что высоко оценивается сообществом.  
  6. В нашем Профсоюзе более 30 тысяч студентов. Это наши дети и внуки и очень важно, как они защищены в этот период. Хочу отметить, что во всех вузах студенческие профкомы стали центром единого окна обращений студентов, конечно при поддержке ректоратов. Председатели профкомов предлагают создать многофункциональные центры для студентов в каждом вузе и упростить систему получения государственной социальной помощи. Это полномочия региона. Предлагаю Александру Леонидовичу Шестакову вынести этот вопрос на Совет ректоров. Кстати эта тема актуальна и для СПО.
  7. Остановлюсь на проблемах, связанных с заработной платой, социальными гарантиями, в том числе в условиях  пандемии. Наш Профсоюз постоянно обращался в Правительство РФ с предложениями корректировки отраслевой системы оплаты труда, тем более, что есть многолетние наработки.   По поручению председателя правительства Российской Федерации к первому ноября Минпросвещения России совместно с Минтрудом, Минфином и Общероссийским Профсоюзом образования должны представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогов. Планируется, что параллельно Госдума России рассмотрит в осеннюю сессию правительственный законопроект, который позволит кабинету министров утверждать требования к отраслевым системам оплаты труда бюджетников. Работники образования надеются: если законопроект будет принят, правительство России повысит размеры ставок и окладов, которые приобретут статус федеральных гарантий. А в регионах систему оплаты труда педагогов будут устанавливать, опираясь на единые для всех требования. Пока все очень неопределенно.
  8. Наша позиция за равный труд,  равное вознаграждение — размер ставок и окладов должен быть одинаков во всех регионах и муниципалитетах страны. У нас в области разрыв между уровнем окладов педагогических работников большой, например, у учителей школ от 9 до 15 тыс. рублей. По учителям в России мы в лидерах. Но педагогов ряда муниципалитетов с низкими окладами это не радует. Период работы в условиях самоизоляции подтвердил  нашу позицию в отношении увеличения ставок  и окладов, т.е. гарантированной части заработной платы. Несмотря на жесткие требования сохранения достигнутого уровня заработной платы, в условиях пандемии статистика и обращения показали необоснованное снижение  стимулирующих выплат. При этом не учитывая, что объем основной работы вырос значительно. Как правило, возникали конфликты там, где низкий уровень ставок. Эти проблемы при поддержке Министерства мы, как правило, решали. 
  9. К сожалению, несмотря на поэтапное увеличение пока низкий уровень окладов преподавателей СПО — 9 736 руб. Низким остается уровень окладов в организациях дополнительного профессионального образования и недопустимо низким остается уровень заработной платы в муниципальных органах управления, что приводит к оттоку управленцев–профессионалов. Считаем, что все кто работал в очном режиме, (особенно воспитатели дежурных групп, МОП, управленцы) должны получить дополнительные целевые выплаты, при этом независимо от возможностей ФОТ. Да, это не красная зона, но оранжевая точно.
  10. Мы со своей стороны скорректировали наш бюджет в части увеличения фонда материальной помощи для переболевших «ковидом» в тяжелой форме и другими тяжелыми заболеваниями, обострившимися в этот период. Особо хочу отметить самоотверженную работу наших социальных партнеров — руководителей всех уровней, их команды и профсоюзных лидеров. В этих условиях они выполняли все поставленные задачи, при этом сохранили здоровье большинства людей, в том числе 65 плюс.  Судя по тому, что незначительно увеличилось количество жалоб и обращений в наш адрес, нивелировали конфликты  и накал эмоций, часто обращались за консультациями в Профсоюз. 
  11. Много проблем возникает в процессе выполнения требований Роспотребнадзора, увеличивается в разы объем работ по санитарно-гигиенической безопасности для администрации и МОП. При этом детей включать в этот процесс нельзя, а учителя не должны это делать. Предлагаем в такой ситуации предусмотреть увеличение фонда оплаты труда для выполнения дополнительного объема работ. Требования и финансовые затраты велики. Правительство области и муниципалитеты выделили значительные средства  на начало учебного года.  Но при этом конечно необходимо предусмотреть  средства на текущие расходы по выполнению рекомендаций роспотребнадзора, в том числе на маски. 
  12. Вопрос «учителя в маске» обсуждается очень активно. Мы считаем, наличие маски у учителя при отсутствии маски у учеников вообще ничего не гарантирует ни ученикам, ни педагогу.   Если обязанность носить на рабочем месте маску будет установлена, например, руководством региона или руководителем образовательной организации, то в этом случае работодатель обязан обеспечить педагогов масками, поскольку это является средством защиты на рабочем месте. По большому счету это касается всех работников.
  13. Санитарно-эпидемиологические требования по организации работы образовательных организаций в условиях распространения инфекции содержат достаточный перечень мероприятий обязательных для выполнения всеми сотрудниками, но, к сожалению, не накладывают обязательств и требований на родителей в данных условиях. Мы предлагаем разработать обязательные к применению правовые документы определяющие требования к родителям, особенно   в период адаптивного карантина, что позволит снизить  уровень напряженности во взаимоотношениях между родителями и образовательными организациями. Сегодня управленцы  решают проблемы по выполнению рекомендаций роспотребнадзора исходя из возможностей, собственных представлений и великого творчества. Но, может быть, лучше коллективы проявят творчество в основной деятельности, а всем заинтересованным ведомствам, надзорным органам с участием руководителей образовательных организаций, Профсоюза начать разработку моделей, алгоритмов выполнения требований, учитывая сменность, возраст зданий, удаленность, возможности родителей и т.д.

Как сказал Губернатор «Если не мы, то кто!» Пандемия еще раз убедила общество в профессионализме и преданности своему делу, патриотизме команды образования.

Задач много, но и сделано немало. Впереди нас ждут новые вызовы. Потребуется много усилий и слаженного взаимодействия. Уверен, что весь предыдущий опыт и новые находки позволят уберечь нашу систему образования, всех ее участников от решений, влекущих за собой необратимые негативные последствия. Сил и веры всем нам!

Распечатать
Поделиться
Прямая ссылка на страницу
https://minobr74.ru/info/session/august/speech/579

Cсылки