Карта сайта

Кузнецов Александр Игоревич

Пленарное заседание «Ключевые стратегии развития образования в Челябинской области»

Уважаемые коллеги!

Приближается новый учебный год. А встречая новый год: календарный или учебный — мы мысленно или вслух вспоминаем наиболее значимые события года уходящего и думаем о будущем, формулируем задачи и перспективы.

Губернатор Челябинской области Алексей Леонидович Текслер в своем выступлении назвал наиболее значимые результаты работы системы образования и достижения наших воспитанников, некоторые из них представлены в буклете и на слайдах.

Мы понимаем, что высокие результаты и достижения наших воспитанников — это результат работы конкретных педагогов и всей системы в целом.

Основная задача системы образования — обеспечить доступное качественное образование граждан от первых лет и на протяжении всей жизни не зависимо от социального статуса, места проживания, особенностей здоровья.

Задача Министерства образования и науки Челябинской области как исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления — создание условий получения доступного и качественного образования для всех категорий граждан.

На решение этой задачи направлены мероприятия шести государственных целевых программ, региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Содействие занятости», «Наука», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Мероприятия национального проекта «Образование» обеспечивают развитие системы образования по следующим ключевым направлениям:
Развитие инфраструктуры образования — строительство новых зданий, обновление материально-технической базы образовательных организаций и оснащение их современным оборудованием;
Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров — методическая поддержка и сопровождение педагогических работников и управленческих кадров системы образования, реализация программ повышения квалификации, развитие навыков работы учителей в современной образовательной среде;
Совершенствование содержания образования и воспитание — обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание образования, внедрение новых методик и технологий преподавания, формирование системы управления качеством образования, развитие программ воспитания в образовательных организациях, обеспечение условий для участия детей в мероприятиях патриотической направленности и детских общественных движениях, творческих конкурсах.

Создание современных условий в образовательных организациях (инфраструктурных, кадровых, организационно-методических) требует серьезных организационных и финансовых усилий.

Не буду останавливаться на инфраструктурных изменениях. О них сегодня говорил Алексей Леонидович, наиболее значимые представлены на слайдах и в буклете. Замечу только, что кроме строительства, реконструкции, ремонтов зданий образовательных организаций, организаций отдыха и оздоровления, модернизации учебной базы, что в последние годы ведется просто беспрецедентными темпами, серьезные ресурсы и усилия направляются на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды: школы Южного Урала оснащаются средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием. Все общеобразовательные организации области подключены к высокоскоростному интернету. Параллельно школы обеспечиваются системами видеонаблюдения, контроля управления доступом, иными средствами, обеспечивающими физическую и техническую защищенность объектов образования и всех, кто в них находится. Для осуществления этой работы в плановом режиме Губернатор Челябинской области инициировал увеличение норматива финансирования школ на учебные расходы. Инициатива поддержана депутатами Законодательного собрания региона, приняты поправки в соответствующие нормативные акты Челябинской области. В итоге, уже в этом году субвенция в части учебных расходов выросла в 1,5 раза (50,5%).

Инфраструктурные изменения, конечно же, влияют на доступность и качество образования. Но без специалистов, которые эти новые средства обучения и воспитания превращают в источник знания, развития, профессионального самоопределения качественного результата не достичь.

Как этого добиться, как знания превратить в дело, деятельность — об этом будет идти речь на мероприятиях в рамках Деловой программы Южно-уральского педагогического собрания.

Профессиональное развитие педагогических работников — важное условие качественного образования. В нашем регионе система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров представлена достаточно разнообразно: педагогические колледжи, профильный вуз, подготовка по педагогическим специальностям в непрофильных профессиональных организациях и вузах, три государственных организации дополнительного профессионального образования, в двух из которых созданы Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, второй год работает Центр оценки квалификаций, который помогает выявить профессиональные дефициты и помочь педагогу определиться с необходимой программой повышения квалификации.

Система конкурсов профессионального педагогического мастерства — еще один ресурс для совершенствования педагогов — своеобразная интерактивная лаборатория непрерывного профессионального роста. Педагоги Челябинской области ежегодно демонстрируют топовые результаты в федеральных проектах. В 2021-22 учебном году 10 южноуральских педагогов стали победителями Всероссийских конкурсов профессионального мастерства.

В прошлом году в школах 17 муниципалитетов начали работать 36 психолого-педагогических классов при организационно-методической поддержке педуниверситета и ЧИППКРО. За два ближайших года их количество увеличится до 99. Главная задача — мотивационная, сориентировать старшеклассников на выбор педагогических профессий. С этого учебного года обучающиеся этих классов смогут работать вожатыми в организациях отдыха и оздоровления или школах.

Важное изменение этого года: по специальности в школах, учреждениях дополнительного образования смогут работать студенты старших курсов педагогических вузов. С одной стороны, это позволит усилить практическую подготовку будущих педагогов, с другой — частично восполнить дефицит кадров. Для таких студентов будут разработаны индивидуальные программы обучения.

Еще один резерв восполнения дефицита кадров — программа «Земский учитель». В этом году уже заключены договора с 24 педагогами, пожелавшими переехать на работу в южноуральские школы, до конца года будет заключено еще 19 контрактов, сейчас ведется работа с выпускниками педагогических вузов по закреплению их в сельских школах. В следующие два года по этой программе мы сможем принять еще 104 учителя на вакантные места в школах региона.

Задача ближайших лет в развитии кадрового потенциала — совершенствование системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с федеральной Концепцией создания системы научно-методического сопровождения, а также формирование регионального методического актива для осуществления адресной помощи и поддержки педагогам, развитие экспертного педагогического сообщества.

В этом году в системе образования Челябинской области принята Концепция формирования и использования кадрового резерва руководителей образовательных организаций, впервые прошел конкурсный отбор в состав областного кадрового резерва. В нем приняли участие 97 педагогических работников образовательных организаций общего, дополнительного, среднего профессионального образования из 42 муниципалитетов и 23 подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области организаций. По итогам конкурса в кадровый резерв области вошли 56 потенциальных руководителей. Все они в течение двух лет станут активными участниками мероприятий и проектов региональной системы непрерывного профессионального развития. В ходе активной деятельности они получат возможность развития необходимых управленческих компетенций. Старт проекта состоится в сентябре 2022 года.

Эффектом работы с кадровым резервом станет формирование профессионального сообщества специалистов, способных возглавить образовательные организации и решать успешно задачи управления ими. Конкурс планируется проводить ежегодно, а, значит, количество подготовленных потенциальных руководителей будет возрастать.

Одна из ключевых компетенций руководителя, педагога — умение оценивать и анализировать качество своей деятельности и образовательного результата. Мы целенаправленно занимаемся развитием механизмов оценки качества образования. Результаты этой работы оцениваются на федеральном уровне в ходе мониторингов региональных и муниципальных механизмов, мотивирующего мониторинга. В 2022 году система образования Челябинской области вступила в этап интеграционного развития региональных, муниципальных и институциональных механизмов управления качеством образования.

По нашему убеждению, такая интеграция уже сегодня обеспечивает большую эффективность управления качеством образования. Управленческие решения регионального уровня (концепции, мониторинги, аналитика, рекомендации, образовательные события и проекты) активно применяются в решении задач управления качеством образования в муниципальных образовательных системах и реально становятся содержанием внутренних систем оценки качества образования в образовательных организациях. И в этой интеграции главный эффект — технологичность и управляемость качеством образования на всех уровнях областной системы образования.

И третье ключевое направление развития системы образования совершенствование содержания образования и воспитание. Что нас ожидает в новом учебном году?

Начнем с дошкольного образования. Мы обеспечили 100% доступность дошкольного образования для детей старше полутора лет, практически во всех муниципалитетах места в детские сады есть для детей всех возрастных групп, в т. ч. и младше полутора лет. Задача — обеспечить доступность для всех дошкольников, в том числе и имеющих проблемы со здоровьем. Это, конечно, задача нескольких лет. Но уже сейчас 39 групп дошкольных образовательных организаций функционирует в круглосуточном режиме, 30 групп принимает детей в возрасте до 1 года, групповые ячейки перепрофилируются для детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом году уже 77% детей с ОВЗ могут посещать детский сад.

Мы поэтапно решаем задачи обеспечения качества дошкольного образования и создания равных условий для развития детей.

Меняется образовательная среда в детских садах, появляются современные технические средства и IT-технологии для дошкольников, которые позволяют выводить результаты образовательной работы с детьми на принципиально новый уровень качества, функционируют региональные инновационные площадки по направлениям: бережная цифровая среда для дошкольников; проектное управление инклюзивным образованием.

Более 30 тысяч консультаций за год оказано родителям, чьи дети не посещают детский сад. Внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям: реализуются проекты «Снижение уровня заболеваемости воспитанников дошкольных образовательных организаций» и «Зубная фея», направленный на профилактику заболеваний полости рта.

С целью повышения качества образовательной деятельности разработана региональная модельная основная образовательная программа дошкольного образования, что, безусловно, позитивно отразится на качестве педагогической деятельности воспитателей, а значит и на результате развития детей. Модельная программа будет представлена в рамках секции специалистов дошкольного образования.

Школы с этого года включаются в реализацию проекта «Школа Минпросвещения России». Ключевая задача проекта — формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов, укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных культурных ценностей. При этом механизмы, пути и способы достижения целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные, неповторимые. Школа становится центром образования, воспитания и просвещения, объединяющей территориально детей и взрослых, разные поколения, разные социальные группы.

Первыми у нас в области в этот проект вступают школы, включенные в программу модернизации школьных систем образования. Они прошли самодиагностику, получили результаты и рекомендации, их сопровождение в реализации проекта обеспечивает Региональный центр оценки качества и информатизации образования. «Вход» в проект открыт для всех школ. Механизмы «вхождения» будут рассматриваться на соответствующей секции Деловой программы.

Для школ этот год начинается с обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, по которым будет организовано обучение в 1-х и 5-х классах школ Челябинской области. Основное изменение — это уточнение образовательных результатов по каждому классу (по сути как это было раньше). Для педагогов проведена вся необходимая работа. В помощь учителям на сайте ФГОС размещены Единые федеральные программы — конструкторы рабочих программ.

В образовательный процесс включены программы обучения финансовой грамотности, рабочие программы воспитания. В пилотном режиме несколько школ региона войдут в апробацию уроков по искусственному интеллекту. Историческое просвещение начнется с первого класса. У младших школьников история России не будет отдельным предметом, но исторические темы впишутся в уроки по предметам «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». В старших классах обновится курс «Россия в мире» за счет модуля «Россия — моя история».

Произведенные в этом году инфраструктурные изменения дали возможность школам региона подключится к федеральной государственной информационной системе «Моя школа». Наша область в числе 15 регионов участвует в ее апробации. «ФГИС „Моя школа“ обеспечивает единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учащихся, родителей, педагогов. Ресурс объединяет электронный дневник, интерактивные уроки, электронную библиотеку, платформу для общения. Сегодня отдельное выступление будет посвящено этой теме (Бакунин Павел Евгеньевич).

Каждая неделя в школах, колледжах и техникумах будет начинаться с поднятия флага и исполнения гимна. Этот ритуал присутствовал и ранее в школах региона (в первую очередь, в школах с кадетским компонентом). Торжественные церемонии будут проводить в начале и в конце учебной недели, а также во время школьных торжеств и в дни государственных праздников. Учебная неделя будет начинаться с классного часа „Разговоры о важном“. Есть специальный ресурс (ссылка представлена на слайде), который поможет классному руководителю подготовиться к разговору. Формат „Разговоров о важном“ может быть самым разным (беседы, квесты, игры, дискуссии и т. д.), проводиться он будет еженедельно в рамках внеурочной деятельности.

Есть другой формат для общения киноуроки. Это большой проект для российских школ, уже отсняли 42 короткометражки для разного возраста. О дружбе, взаимовыручке, верности идеалам, патриотизме, трудолюбии, милосердии, здоровом образе жизни. Фильмы продолжают снимать в разных городах, а актеров подбирают из обычных школьников. Ролики есть в свободном доступе на сайте проекта, их можно посмотреть всей семьей дома.

Надо отметить, что активное участие родителей в школьной жизни детей — ключевая составляющая образовательного пространства школы. Уже в течение года в школах создаются и функционируют штабы родительского контроля. Организация питания, безопасность в школе, проведение ремонтов, мероприятий по модернизации и другие вопросы — в поле внимания штабов. Председателем областного штаба родительского контроля избрана Светлана Павловна Замятина.

Буквально несколько дней назад при нашем министерстве создан областной родительский Совет. Его задача — консолидация усилий родительских сообществ (а их у нас немало) по популяризации семейных ценностей, повышение роли родителей в воспитании активных граждан Российской Федерации. Открытое заседание Совета и областное родительское собрание пройдут 23 августа.

Сегодня уже говорили, что президентом России подписан Указ о создании движения детей и молодежи. Объявлен Всероссийский конкурс соавторов детского движения, который продлится до 1 сентября на платформе Движение Дети. Цель — собрать мнения детей от 11 до 18 лет из всех регионов России о том, каким должно стать российское движение детей и молодежи. Конкурс пройдет по нескольким номинациям. Кстати, авторы топ-100 идей отправятся в поездку „Больше, чем путешествие“. Топ-20 команд станут участниками Съезда движения в Москве в декабре 2022 года. Можно еще успеть поучаствовать! А в нашем зале сегодня присутствуют школьники — представители детских общественных движений и объединений Челябинской области. Вы их еще увидите на сцене сегодня.

В системе профессионального образования тоже происходят качественные изменения. В рамках нового проекта „Профессионалитет“ формируются кластеры — образовательно-производственные центры, где интегрируются колледжи и предприятия реального сектора экономики. В Челябинской области уже сформированы образовательные кластеры по отраслям: „Атомная промышленность“, „Металлургия“ и „Машиностроение“. С 1 сентября в 4 образовательных организациях региона начнется обучение более 1600 обучающихся по обновленным программам. Наш регион выиграл еще один федеральный конкурс, и в следующем году к созданным четырем добавится еще четыре кластера (представлены на слайде). Таким образом, мы станем регионом — лидером по количеству организаций, участвующих в реализации проекта „Профессионалитет“.

Еще одно новшество, о нем говорил Алексей Леонидович: Южно-Уральский государственный колледж в числе 7 организаций в стране принимает участие в проекте „Подготовка кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования на основе моделей колледжа креативных индустрий“: „Анимация“, „Реклама“, „Техника и искусство фотографии“. Благодаря реализации проекта планируется внедрение современных цифровых технологий для производства и распространения творческих продуктов региона, расширение сфер подготовки кадров для креативных индустрий, создание сетевого взаимодействия с реальным сектором экономики за счет привлечения в образовательный процесс педагогов-практиков из креативной индустрии. По этим направлениям с 1 сентября начнут обучение 175 человек: предусмотрено создание 150 бюджетных и 25 внебюджетных мест.

О развитии науки и вузов сегодня подробно говорил Губернатор. Действительно, последние годы Челябинская область прилагает целенаправленные усилия по созданию условий для развития науки в интересах региона.

Мы создаем принципиально новую научно-образовательную среду, масштабную экосистему, которая объединит в себе научно-образовательный функционал, инновационный бизнес, социальную инфраструктуру и передовые архитектурные и ландшафтные решения.

В конце июня впервые состоялась стратегическая сессия „Научно-технологическое развитие Челябинской области“ с участием специалистов Сколково, благодаря которой обеспечен синергетический эффект в усилении конкурентных преимуществ региона, продуктивности совместной работы ученых, технологических партнеров и качественном повышении эффективности управления научно-технологическим развитием региона.

Россия — страна возможностей, Южный Урал — место, где сбываются мечты. И эти возможности и мечты реализуются через систему федеральных и региональных конкурсов и для педагогов, и для обучающихся всех уровней образования.

Мы за последнее время продвинулись в расширении пространства детских и молодежных активностей и возможностей.

В этом году наш регион принимал Российский фестиваль „Весна студенческая“, который впервые был организован только для обучающихся СПО.

В мероприятиях конкурса „Большая перемена“ за год приняли участие почти 100 тысяч школьников и студентов СПО (98 тысяч), более 5 тысяч педагогов. У нас ежегодно увеличивается количество участников мероприятий.

12 южноуральских школьников победили в конкурсе „Большие вызовы 2022“ и получили возможность поехать на проектную смену в „Сириус“.

А еще „Билет в будущее“, „Первый в двадцать первом“, „Точка самоопределения“, „Просветительские игры“ и многие другие конкурсы. Чтобы не потеряться в мире возможностей, надо, чтобы рядом был значимый взрослый.

Такие педагоги «навигаторы детства» — появились с 1 сентября 2021 года в 440 школах во всех муниципалитетах нашей области в пилотном режиме. Практика себя оправдала. В этом году советники по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями появятся еще в 138 школах и организациях среднего профессионального образования.

Расширяется сеть школьных спортивных клубов и школьных театров. В ближайшие годы они должны появиться во всех школах региона.

В пилотном режиме (после апробации в летних оздоровительных лагерях) в 17 школах региона начнется реализация регионального проекта «Почта доверия», который поможет подросткам и их родителям разобраться в сложных жизненных ситуациях, снять напряжение и выйти из психологического кризиса. Проект поможет расширить и качественно обновить психологическую службу региона. Технология реализации проекта будет предметно рассмотрена на соответствующей секции в рамках Деловой программы педсобрания.

Еще одно новшество этого года — образовательные туристические поездки для школьников в рамках пилотного проекта по выдаче социальных сертификатов в сфере туризма. Начиная с августа, в бесплатное путешествие по родному краю отправятся почти 9 тысяч (8879) учащихся с 5-го по 9-й класс. Распределяются сертификаты среди школьников, добившихся высоких результатов в олимпиадах, научных, культурных, спортивных мероприятиях, данные о которых внесены в модуль „Одаренные дети“ системы „Сетевой город. Образование“.

И еще одна особенность этого года активное общение со сверстниками из Донбасса. К нам уже приезжали ребята на две университетские смены, в ближайшие дни начнется еще одна. В сентябре 300 школьников приедут к нам на обучение и отдых в загородных оздоровительных лагерях. А наши педагоги отправятся в школы подшефных территорий учить детей.

Следующий год объявлен Президентом страны Годом педагога и наставника. Сегодня из уст детей мы еще услышим, кто они такие — педагоги и наставники. А в нашем зале присутствуют молодые специалисты и представители педагогических династий: педагоги и наставники.

Изменение условий обучения приводит к обновлению педагогических технологий. Современный педагог должен быть интересным для своих воспитанников и поэтому он меняется: использует социальные сети, цифровые ресурсы, участвует в совместных с обучающимися проектах и кружковой деятельности. Не случайно при Министерстве просвещения России создан совет учителей-блогеров.

Мы учимся все вместе получать знания, участвовать в конкурсах, добиваться цели, осуществлять мечту, чтобы у каждого: и обучающегося, и педагога — была возможность благодаря своему труду, таланту и активной жизненной позиции отправиться на обучение в Сириусе, поучаствовать в проектных или творческих сменах в Артеке, Орленке, Океане, Смене, проехать как победители „Большой перемены“ через все страну на „Поезде мечты“ или как четверка смелых интеллектуалов летом этого года отправиться в экспедицию на Северный полюс.

С наступающим учебным годом! Здоровья, благополучия, творчества.

И пусть мечты сбываются!

Распечатать
Поделиться
Прямая ссылка на страницу
https://minobr74.ru/info/session/august/speech/809

Cсылки