Карта сайта

Текслер Алексей Леонидович

Выступление

Добрый день, уважаемые коллеги! Рад приветствовать всех участников Южно-Уральского педагогического Собрания. В преддверии нового учебного года мы собираемся на большой педсовет, чтобы оценить эффективность наших усилий в сфере образования, определить векторы совместной работы на ближайший учебный год и среднесрочную перспективу.

Разговор об образовании невозможно вести в отрыве от общегосударственных задач.

Сейчас для России как никогда важно обеспечить технологический суверенитет и дальнейшее устойчивое развитие экономики с опорой на собственные силы и ресурсы. Ключевая основа такого суверенного развития  интеллектуальный и кадровый потенциал, а это прямая зона ответственности системы образования.

Сегодня социально-экономическая устойчивость Челябинской области во многом определяется именно наличием квалифицированных кадров. Это касается и рабочих, и специалистов с высшим образованием, и научных сотрудников. В последнее время мы приложили немало усилий для интеграции системы образования и реального сектора экономики. Такая связь обеспечивает взаимное понимание потребностей сторон и, следовательно, возможность их учета при проектировании будущего. Это также гарантирует успех совместных проектов, научно-исследовательской и инновационной деятельности, нового технологического прорыва.

 

Ярким примером может служить участие нашей области в федеральном проекте «Профессионалитет».

К четырем образовательно-производственным центрам (кластерам) 2022 года, создаваемым в отраслях «Машиностроение»«Металлургия» и «Атомная промышленность», в 2023 году присоединяются еще четыре кластера, в том числе по отраслям «Строительство»«Электроника и информационные технологии».

Общие объемы финансирования на создание кластеров составили 1 миллиард 781 миллион рублей, из которых 212 миллионов рублей  средства областного бюджета. Все это позволило создать современную материально-техническую базу и начать подготовку 3 175 квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по новым программам совместно с работодателями.

Активная позиция предприятий позволяет целенаправленно продолжать эту работу. В 2024 году создадим еще три образовательно-производственных кластера в отраслях «Машиностроение» и «Топливно-энергетический комплекс», а также образовательный кластер по отрасли «Клиническая и профилактическая медицина». Соответствующие соглашения подписаны.

Таким образом, в «Профессионалитете» уже сейчас участвуют 33 государственные профессиональные образовательные организации. И круг участников будет постоянно расширяться.

В этом году существенно возрос государственный заказ для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Это объективно обострило проблему дефицита кадров в отрасли. Спасибо системе профобразования, которая смогла направить на производственную практику в сектор ОПК более 3,5 тысяч студентов, что закрыло оперативно возникшую кадровую потребность.

Организованная работа по содействию трудоустройству выпускников дала хороший эффект: из выпуска 20222023 учебного года 98% выпускников обеспечены различными формами занятости, в их числе более 70%  это «чистое» трудоустройство (по специальности).

На 20232024 учебный год мы увеличили контрольные цифры приема в колледжи и техникумы на 500 человек  по востребованным экономикой области профессиям и специальностям.

 

Продолжаем укреплять партнерство индустриальных предприятий и высших учебных заведений в совместной реализации научно-технических проектов. Альянс государства, ведущих вузов и предпринимателей позволяет эффективней развивать уникальный кадровый потенциал региона для решения технологических задач, создавать конкурентоспособные научно-производственные региональные структуры и благоприятные условия для привлечения и закрепления талантливых ученых.

Совместно с Российским научным Фондом на конкурсной основе выявляем в области наиболее перспективные и амбициозные научные проекты. Наша общая задача  поддержать ученых, способных сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, выполняющих исследования на мировом уровне, и предоставить им необходимое финансирование на долговременную перспективу. На реализацию двух этапов региональных конкурсов направим более 500 млн рублей, из которых 50%  средства областного бюджета.

В части развития прикладной науки продолжаем поддержку проектов Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ). При этом получаем софинансирование из федерального бюджета и внебюджетных источников.

Благодаря деятельности НОЦ создали Молодежное конструкторское бюро «Астероид», где трудятся 160 молодых исследователей, а также молодежную научно-исследовательскую лабораторию физико-химии и газодинамики двигательных установок многоразовых ракет-носителей (в которой трудится 21 молодой исследователь).

Для закрепления молодых ученых предусмотрели для них выплаты на приобретение жилья в Челябинской области (с этого года размер выплат увеличен до 1,5 млн рублей). За два года эту меру поддержки уже получили 95 человек.

Большим шагом на пути инновационной трансформации всей научно-образовательной экосистемы Южного Урала станет создание межвузовского кампуса мирового уровня. В прошлом году мы говорили, что проект будет реализован на базе Южно-Уральского и Челябинского государственных университетов. Сегодня ставим задачу объединить компетенции целого ряда ведущих вузов региона. К проекту дополнительно подключились Магнитогорский технический госуниверситет, челябинские Аграрный и Медицинский университеты, а также Международный институт дизайна и сервиса. И этот список открыт для участия.

Уверен, что кампус станет крупнейшим российским центром подготовки кадров мирового уровня. Он поможет диверсифицировать экономику региона, усилив ее научную и интеллектуальную составляющую. Я уверен, что в кампус потянется талантливая молодежь и из других регионов России и зарубежья. Но прежде всего  мы создаем оптимальные условия для работы наших исследователей и ученых, для реализации потенциала жителей Южного Урала.

 

Уважаемые коллеги! Успехи региональной системы профессионального образования возможны только при продуманной профориентационной работе.

С 2020 года реализуем в области концепцию организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, начиная с младших классов.

С 1 сентября во всех школах региона с шестого по одиннадцатый классы будем реализовывать профориентационный минимум на базовом, основном или продвинутом уровне. Каждый четверг первый урок в этих классах будет начинаться с внеурочного занятия «Россия  мои горизонты».

Активно внедряем систему мотивации к получению молодыми жителями региона высшего инженерного образования в вузах Челябинской области.

С этого года начинаем формировать специализированные губернаторские инженерные классы «Инженер будущего 74», сориентированные на создаваемый кампус мирового уровня. Первые пять восьмых и десятых классов начнут работать по новой модели. (Планирую побывать на уроке в одном из таких классов).

Ключевым фактором в деятельности новых классов станет тесное сотрудничество с курирующим вузом и предприятием-партнером по реализации конкретного инженерного проекта по одному из научных направлений межвузовского кампуса.

Сегодня в системе образования Челябинской области в опережающем порядке реализуется еще один федеральный проект.

 

Создание единой цифровой образовательной среды, которая обеспечит дополнительные возможности обучения и равные условия качественного образования школьникам вне зависимости от места проживания.

Основа проекта  государственная информационная система «Моя школа» и информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум», разработанные Министерством просвещения РФ совместно с Минцифрой. Это вспомогательный инструмент взаимодействия учителей и обучающихся через специальные групповые или индивидуальные чаты. Платформа доступна всем участникам образовательных отношений, включая учеников с особыми потребностями и возможностями.

Чтобы каждая школа могла воспользоваться новыми цифровыми возможностями, с этого года мы увеличили норматив учебных расходов с целью обновления компьютерной техники.

 

Коллеги! Прошедший учебный год мы провели в тесном конструктивном взаимодействии с новыми российскими территориями на Донбассе.

Наши школы, детские сады, колледжи и техникумы установили дистанционные контакты с учебными организациями Ясиноватой и Волновахского района. Строители и волонтеры из нашего региона отремонтировали и восстановили профтехучилище, школы, детские сады. Мы обеспечили их современным учебным и технологическим оборудованием. К новому учебному году все подшефные первоклассники получат подарочные наборы, а в школах будут оформлены пространства детских инициатив с тематическими стендами о нашем государстве и, в том числе, о Челябинской области. Ряд наших педагогов побывали в рабочих командировках в новых территориях, делились опытом, помогали наладить учебный процесс в сложных, практически прифронтовых условиях. Спасибо вам, друзья!

Сегодня геополитическая ситуация требует от нас уделять особое внимание вопросам воспитания.

В последнее время в этой сфере принято немало новаций. Вот несколько из них в назывном порядке  введение уроков «Разговоры о важном», появление должности советников по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями, создание Российского движения детей и молодежи «Движение первых», обновление предмета «Основы безопасности и защита Родины», поправки в закон «Об образовании», связанные с общественно полезным трудом и профориентацией школьников и так далее.

В каждой школе мы организуем пространство детских инициатив, школьные музеи, спортивные клубы, медиацентры, театральные студии. Активизируем работу регионального Центра патриотического воспитания «Авангард», мультимедийного парка «Россия  моя история».

За всем этим стоит колоссальная работа педагогических коллективов во взаимодействии с родительским сообществом, общественным структурами.

Хочется обратиться к родителям: будьте активными, неравнодушными, вместе со школой используйте ресурсы для развития детей, формируйте уважительное отношение к родному краю и выбору профессионального пути (по принципу «где родился, там и пригодился»).

 

В последние годы Челябинская область вкладывает серьезные ресурсы в создание современных и комфортных условий в образовательных организациях.

Сегодня регион набрал беспрецедентные темпы строительства новых школ и детских садов, модернизации учебной и воспитательной среды.

В 20222023 учебном году мы ввели в строй 6 новых общеобразовательных школ на 4235 новых мест. В современной истории Челябинской области такое количество школ в течение одного учебного года еще не открывалось (школы в Кунашаке и Верхнеуральске  каждая на 500 мест, Миасс  на 640 мест; Пласт  на 495 мест; мкр «Твоя Привилегия» Сосновского района  на 1100 мест; мкр Тугайкуль Копейского городского округа  на 1000 мест). Сегодня ведем строительство и реконструкцию еще 12 школьных зданий, не менее масштабные планы и на последующие годы.

В 2022 году мы построили 12 детских садов на 2452 места. Темпы не снижаем. До конца этого года еще 10 зданий будут введены в эксплуатацию.

Серьезно взялись за комплектование дошкольных образовательных организаций современным интерактивным оборудованием. За счет средств областного бюджета уже оснастили 25 детских садов, до конца календарного года еще 97 детских садов приобретут такое оборудование.

Продолжаем работу над созданием равных возможностей для получения качественного образования: создаем новые места в коррекционных и комбинированных группах, обновляем материально-техническую базу для детей с ограниченными возможностями здоровья, открываем ресурсные классы.

Много внимания уделяем развитию способностей и талантов наших детей: создаем условия для занятий физической культурой и спортом, а также разными видами творчества (включая техническое), в том числе в сельских образовательных организациях.

В этом году открыли очередной школьный технопарк «Кванториум» в Златоусте и буквально на днях откроем в Копейске. В прошлом году начали учебный процесс в четырех новых центрах цифрового образования «IT-куб» (Кыштым, Магнитогорск, Снежинск и Челябинск), завершаются работы по открытию такого центра в Трехгорном.

Все это приносит свои плоды: наши школьники и молодые профессионалы из года в год демонстрируют высокие результаты в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Практически ежедневно мы узнаем о новых победах. Например, буквально на днях шесть школьников Челябинской области (57 класс) стали 5 победителями конкурса «Большая перемена» и выиграли поездку на поезде мечты через всю страну (от Санкт-Петербурга до Владивостока). А двое школьников в эти дни плывут к Северному полюсу на «Ледоколе знаний»  они стали победителями одноименного Всероссийского интеллектуального проекта (в составе экспедиции из 88 одаренных детей России с 15 по 24 августа 2023 г.). Наши интеллектуалы-олимпиадники традиционно среди лидеров в стране. Ежегодно сотни южноуральских ребят выигрывают стипендии, поездки, гранты, поступают вне конкурса в вузы. Возможностей очень много!

 

И надо обязательно поддержать наших педагогов, которые в сентябре-октябре будут представлять педагогическую семью Челябинской области на федеральных профессиональных конкурсах. (Имена на слайде). Будем болеть за наших. Успехов вам всем и удачи. Уверен, что поддержка воспитанников поможет вам достойно пройти все профессиональные испытания!

Конечно, в Год педагога и наставника хотелось бы особые слова благодарности сказать профессиональному корпусу системы образования. Именно благодаря вам  учителя, воспитатели, мастера производственного обучения, педагоги-психологи, преподаватели, социальные педагоги, советники по воспитанию, руководители образовательных организаций,  наши юные южноуральцы получают крепкие знания, возможность развивать свои способности и таланты, получать современные компетенции, которые помогут им построить свою профессиональную карьеру и, что особенно важно, стать достойными гражданами нашей великой страны!

 

С наступающим новым учебным годом! Новых свершений, инициатив, проектов. Мира, здоровья и благополучия!

 

Скачать   .pdf, 122 Кбайт

Распечатать
Поделиться
Прямая ссылка на страницу
https://minobr74.ru/info/session/august/speech/970

Cсылки